Американско-китайский саммит в формате видеоконференции длился около 3,5 часа. Беседа президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина прошла в уважительной атмосфере. Об этом 16 ноября сообщила представитель американской администрации высокого ранга на специальном телефонном брифинге, передает ТАСС.

Онлайн-саммит Си Цзиньпина и Байдена стал первой официальной встречей двух лидеров с момента вступления последнего в должность президента США. Ранее главы государств обменивались посланиями и телефонными звонками.

По словам представителя Белого дома, формат видеоконференции дал возможность лидерам двух стран «взаимодействовать друг с другом так, как они не могли делать в полной мере в ходе телефонных звонков».

«Суть самой встречи на самом деле заключалась в том, что лидеры двух стран обсуждали способы регулировать ответственным образом соперничество между Соединенными Штатами и Китаем и способы установить защитные механизмы для этого соревнования. И эта тема сегодня вечером все время поднималась в разговоре», — пояснила ведущая брифинга.

Она также отметила, что на саммите не было прорывов, власти США не ждут, что эти переговоры станут неким переломным моментом. По словам чиновницы, онлайн-встреча была направлена на «развитие ответственной конкуренции и поддержание устойчивого положения дел в перспективе двусторонних отношений».

Политика «одного Китая»

Байден отметил, что Соединенные Штаты придерживаются политики «одного Китая». Представитель американской администрации сообщила, что у лидеров была широкая дискуссия по Тайваню.

«Президент Байден ясно подтвердил, что США придерживаются политики „одного Китая “, а также принципов, на которых она основана. И он очень ясно высказался относительно того, что США заинтересованы в том, чтобы не было односторонних шагов, которые меняют статус-кво между островом и материком, и чтобы поддерживались мир и стабильность в Тайваньском проливе», — заявила она.

Также чиновница отметила, что американский президент откровенно сказал о своих опасениях относительно действий властей КНР, которые, как он считает, «противоречат миру и стабильности между островом и материком».

Байден заявил Си Цзиньпину, что США не поддерживают независимость Тайваня, добавила она.

Политика «одного Китая» — это принцип внешней политики государств, который признает существование на карте мира только одного китайского государства, несмотря на то, что существует два государства, претендующих на название «Китай»: материковая часть — Китайская Народная Республика и остров Тайвань.

COVID-19

Представитель Белого дома рассказала, что в ходе встречи Байден и Си Цзиньпин обсудили коронавирус и более широкие вопросы безопасности в области здравоохранения.

Президент США также призвал страны с крупными запасами вакцин жертвовать их другим государствам. По словам чиновницы, лидеры двух страны не поднимали вопрос визовых правил.

Торговая сделка

В ходе переговоров Байден призвал Пекин к выполнению условий торговой сделки с США. По словам представителя Белого дома, вопрос торговых отношений между двумя государствами «нельзя охарактеризовать как доминировавший» на онлайн-встрече двух лидеров.

Она также отметила, что американская сторона «воздержится от того, чтобы давать характеристику позиции» руководства Китая. По словам чиновницы, у Пекина другой взгляд на многие из этих вопросов.

СВПД

В ходе онлайн-встречи лидеры США и КНР подняли тему продуктивного диалога по Ирану. «По вопросу Ирана две стороны обменялись взглядами на предстоящие дискуссии вокруг СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе), своими ожиданиями, методами гарантировать, что речь идет о продуктивном процессе. В дальнейшие детали вдаваться не буду», — отметила представитель исполнительной ветви власти Соединенных Штатов.

Чиновница подчеркнула, что обсуждение иранской проблемы стало «полезной возможностью сверить часы и немного скоординировать» действия, особенно в преддверии возобновления в Вене переговоров по СВПД.

Представитель Белого дома не ответила прямо, добивался ли Байден от Си Цзиньпина отказа Пекина от продолжения закупок иранской нефти, в том числе ввиду односторонних американских санкций в этой сфере.

«Разумеется, США ясно сигнализируют о своей приверженности продолжать обеспечивать соблюдение своих санкций», — заявила она.

Ведущая брифинга также не стала уточнять, обсуждался ли на высшем уровне вопрос, связанный с разработкой Китаем гиперзвуковых вооружений.

Проблема с ядерной сделкой

Соглашение об отказе Ирана от ядерной программы в обмен на снятие экономических санкций заключили в 2015 году при участии России, Евросоюза, Китая, Франции, Великобритании и США, где президентом тогда был Барак Обама. Международное сообщество хотело ограничить эксперименты Ирана в этой сфере из опасений, что страна создает атомное оружие. В Тегеране же настаивали, что занимаются исключительно развитием атомной энергетики.

В мае 2018 года Дональд Трамп объявил о выходе из ядерной сделки и возвращении экономических санкций против Ирана. В Белом доме обвинили Тегеран в тайном продолжении ядерной программы, поддержке террористов и разжигании в регионе вооруженных конфликтов. В ответ на действия США Иран стал возобновлять ядерную программу. В январе там начали снова обогащать уран до уровня 20%, хотя в соглашении была установлена норма в 4%. В феврале МАГАТЭ выяснило, что Иран начал производить металлический уран, который можно использовать для создания атомной бомбы.

Новая администрация США во главе с Джо Байденом заявила, что готова обсудить возвращение в ядерную сделку. Против этого возражает правительство Израиля, где опасаются усиления влияния Ирана в регионе.