Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел встречу с казахскими бизнесменами после того, как он взял на себя роль руководителя Совета безопасности во время массовых беспорядков. Он заявил, что Казахстану нужно преодолеть экономическое неравенство, а также провести большие экономические реформы. Кроме того, президент Казахстана поручил разобраться с госзакупками, которые заключил экс-глава государства Нурсултан Назарбаев. Главное из его выступления — в материале RTVI.
«На такие деньги прожить невозможно»
По мнению президента Казахстана, ключевой причиной случившихся беспорядков стало серьезное экономическое неравенство в казахском обществе.
Разрыв между богатыми и бедными попросту достиг недопустимого уровня. На фоне коррупции, о которой хорошо известно, такое расслоение в доходах сыграло роль зажженной спички у пороховой бочки, чем воспользовались террористы, боевики и стоявшие за ними заговорщики.
Токаев отметил, что половина граждан Казахстана получает доход в размере, который не превышает 50 тыс. тенге, или $115 в месяц (в российской валюте — около 8 800 руб.).
«Международные эксперты утверждают, что всего 162 человека владеют половиной состояния [Казахстана]. В то время как у половины населения доходы не превышают и 50 тысяч тенге. Это чуть больше $1 300 в год. На такие деньги прожить невозможно, ситуацию нужно срочно менять», — пояснил он.
Экономические реформы
Глава государства заявил, что для преодоления неравенства в Казахстане должна произойти серьезная экономическая трансформация, — в том числе, стране нужны честная конкуренция, предсказуемость государственной политики, а также честность перед налоговым службами и социальная ответственность со стороны бизнеса.
«Надо перевернуть страницу и начать совместную работу над выстраиванием новой экономической политики, которая должна стать основой нового Казахстана. <…> Нам нужны реальные реформы, которые отвечают чаяниям и интересам граждан Казахстана», — считает Токаев.
По его словам, Казахстану не удалось построить диверсифицированную экономику (то есть экономику, в которой существует множество различных секторов), а страна сильно зависит от экспорта сырья.
«Внешнее благо превратилось в сырьевое проклятие. Мы стали менее мобильными в трансформации, качественные преобразования наталкивались на интересы различных групп, которые противились таким преобразованиям. В результате диверсифицированную экономику мы так и не построили», — заявил Токаев.
«Последуют жесткие решения»
Токаев также призвал разобраться с государственными закупками, которые выдаются неконкурентным путем. В частности, он упомянул закупки компании государственного фонда «Самрук-Казына», который создан указом Назарбаева.
«Все еще велика доля закупок неконкурентным способом… Нет жесткого фильтра для компаний-однодневок, выдающих импортную продукцию за казахстанскую. Эти проблемы требуют срочного решения. Особое внимание стоит уделить закупкам фонда «Самрук Казына». Кулуарность, непрозрачность, завышенные цены — с этими фактами надо срочно разобраться. Уже дальше некуда. Даю месяц, причем в последний раз. Не будет решения – последуют жесткие решения», — сказал глава государства.
«Интерес государства для меня выше добрых отношений с кем-либо. Если нужно для государства, я готов. Я уже принял очень трудные решения. И такие решения я буду принимать и в будущем», — отметил Токаев.
Государство должно меньше контролировать бизнес
Президент Казахстана также считает, что государство должно меньше вмешиваться в дела бизнеса. «Нужно принять кардинальные меры по реформированию так называемого квазигосударственного сектора. На сегодня это около 6,5 тысячи организаций. Следует пересмотреть в сторону сокращения основания и условия участия государства в предпринимательской деятельности», — сказал Токаев.
Президент считает, что нужно прекратить «душить» бизнес через карантинные меры. «В этих условиях жесткие карантинные меры в отношении малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг… Насколько они рациональны, насколько они практичны? Я обращаюсь к правительству: пересмотрите все это», — подчеркнул он.
Зачем нам в этих условиях душить малый и средний бизнес и практически создавать неравные условия в экономике?
«Принцип „зарабатываем здесь — тратим там“ не имеет права на существование»
«Группа очень прибыльных компаний»
Высказывание Токаева по поводу неравенства в стране стало не первым после того, как он стал главой Совета безопасности страны. После подавления беспорядков Токаев выступил в парламенте Казахстана, где он заявил, что те лица, которые сделали свои капиталы при бывшем президенте страны Нурсултане Назарбаеве, должны поделиться с народом Казахстана.
«Благодаря первому президенту [Назарбаеву] — елбасы — в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам <…>, пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе», — сказал Токаев.
По словам президента, в скором времени правительство определит круг компаний, которые должны будут ежегодно вносить деньги в фонд, а также согласует с ними размер выплат. «Кроме того, ожидаю активного участия от тех лиц, которые фактически, обладая огромными средствами, остаются в тени», — заявил он.
Неравенство в Казахстане
Согласно статистике, которую приводит Financial Times, в казахском обществе действительно существует серьезное социальное неравенство: в Казахстане всего 162 человека, то есть 0,001% от 19-миллионного населения, владеют 55% богатства страны. Многие состояния при этом связаны с Назарбаевым.
Об активах Назарбаева, в частности, писала казахстанская редакция издания «Радио Свобода»* которая в декабре 2020 года выпустила расследование о владениях и имуществе экс-президента. Например, в расследовании утверждается, что семья Назарбаева, помимо активов в энергетическом, банковском и других секторах экономики нефтедобывающей республики, имеет недвижимость за рубежом — в Европе и США. Общая стоимость имущества при этом может составлять не менее $785 млн.
Издание The Telegraph также писало, что 41-летняя дочь экс-президента Алия Назарбаева вывела из Казахстана более $300 млн и купила на эти деньги дом в Лондоне, частный самолет и долю в швейцарском банке.
Тем не менее после подавления беспорядков зятья Назарбаева оставили посты в госкомпаниях. Токаев также освободил от должности первого заместителя председателя Комитета национальной безопасности Самата Абиша, племянника первого президента.
Кроме того, по данным СМИ, Назарбаев ведет переговоры с Токаевым по поводу перераспределения активов, принадлежащих ему и его семье.
Протесты в Казахстане и отстранение Назарбаева от власти
В начале января в Казахстане начались акции протеста из-за резкого повышения цен на сжиженный газ — с 60 до 120 тенге. Правительство пошло на уступки, но акции протеста на этом не закончились — митингующие стали требовать в том числе полного отстранения от власти бывшего президента Казахстана, который, несмотря на свой уход с поста главы государства в 2019 году, был главой Совета безопасности и председателем партии «Нур Отан» (этот пост он оставил в конце 2021 года).
На этом фоне протесты на улицах казахских городов переросли в столкновения с силовиками, в которых погибли как протестующие, так и правоохранители. Кроме того, в Казахстане начали поджигать акиматы (здания администраций), мародеры стали грабить магазины, в стране наблюдались перебои с интернетом, наблюдался дефицит продуктов, а казахи не могли снять деньги в банках.
В ходе беспорядков президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что он становится главой Совета безопасности. Кроме того, согласно заявлению Назарбаева, в скором времени Токаев должен будет занять пост председателя правящей партии страны «Нур Отан» (Назарбаев оставил этот пост в конце 2021 года).
Как утверждал Токаев, беспорядки в Казахстане были организованы силами «извне». По его словам, в стране орудовали «террористы». Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в том числе и Россия, ввела войска на территорию страны для того, чтобы помочь казахским властям справиться с беспорядками. По словам представителей ОДКБ, ее бойцы не участвовали в подавлении протестов, но помогали охранять объекты инфраструктуры, что позволило казахским силовиками привлечь дополнительные силы для подавления беспорядков.
* признано в России иностранным агентом