Минюст России опубликовал проекты документов о порядке ведения реестров иностранных агентов и связанных с ними граждан. Согласно инициативе ведомства, в едином реестре иноагентов, который начнет функционировать 1 декабря, будут публиковаться персональные данные добавленных в него физлиц, юрлиц, а также общественных и иных объединений. Соответствующее распоряжение 10 ноября подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Минюст предписал публиковать следующие данные о физлицах, попавших в единый реестр иноагентов:

  • ФИО,
  • дата рождения,
  • ИНН,
  • СНИЛС,
  • основания для включения в реестр с конкретными нормами закона,
  • даты принятия решений о включении в реестр и об исключении из него.

При внесении в реестр юридических лиц будут указываться их полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), ИНН, СНИЛС, а также дата и основание для включения в реестр

Отдельно инициатива Минюста затрагивает попавшие в иноагентский реестр общественные объединения и иностранные организации без образования юрлица и иные объединения. Минюст опубликует их полные наименования, адреса нахождения, информационные ресурсы, фамилии, имена и отчества участников, а также даты и основания для включения в реестр.

В то же время министерство намерено запустить реестр участников организаций, признанных в России террористическими или экстремистскими. В нем планируется публиковать их данные паспортов и адреса. При этом реестр не будет публичным.

В июле президент России Владимир Путин подписал закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Документ вступит в силу с 1 декабря. Согласно закону, статус иноагента могут получить человек или организация, которые находятся под «иностранным влиянием» или получают прямую поддержку из-за рубежа. Также вместо действующих четырех реестров иностранных агентов будет введен единый. Одновременно с этим появится реестр аффилированных с иноагентами лиц.

Формулировки принятого летом 2022 года закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» вызвали негативные отзывы правозащитников и удивление представителей сразу трех фракций. RTVI проследил, как развивалось противостояние между парламентариями при обсуждении законопроекта, и к чему оно привело.