Россия приняла решение временно вывести свои объекты, подлежащие инспекциям в рамках Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), из-под инспекционной деятельности. Об этом говорится в сообщении, которое 8 августа опубликовал российский МИД.

В ведомстве подчеркнули, что в тот же день уведомление об изменениях по дипломатическим каналам получила американская сторона. «Это изъятие также распространяется на объекты, на которых могут проводиться предусмотренные Договором показы», — отметил МИД. В сообщении уточняется, что такие действия допускаются протоколом к договору в исключительных случаях и при условии, что их цели не противоречат самому договору.

В данной ситуации, уточнили в российском внешнеполитическом ведомстве, приостановка инспекций вызвана «упорным стремлением Вашингтона явочным порядком добиться перезапуска инспекционной деятельности на условиях, которые не учитывают существующие реалии». Тем самым, говорится в сообщении МИД России, США пытаются создать для себя «односторонние преимущества» и фактически лишить российскую сторону права инспектировать объекты на их территории.

Москва считает такой сценарий развития событий неприемлемым и намерена «обеспечить функционирование всех механизмов ДСНВ в строгом соответствии с принципами паритета и равноправия сторон», которые в последнее время «не выдерживаются». В частности, пояснили в МИД, из-за отсутствия «нормального» авиационного сообщения между США и Россией, российские инспекционные группы не могут попасть к объектам на американской территории. «При этом аналогичных препятствий для прибытия в Россию американских инспекторов не имеется», — заверили во внешнеполитическом ведомстве.

Кроме того, отмечается в сообщении, США создали «дополнительные затруднения», убедив транзитные страны ужесточить визовый режим для россиян. МИД сообщил, что ставил этот вопрос перед странами, закрывшими свое воздушное пространство для российских самолетов, но так и не получил ответ.

«Рассчитываем на продолжение плотного взаимодействия с американской стороной. Выступали и продолжаем выступать в пользу рассмотрения проблемы возобновления предусмотренных Договором инспекционных мероприятий с максимально реалистичных позиций», — заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.

МИД напомнил о необходимости учитывать «непростую эпидемиологическую обстановку» в связи с COVID-19, поскольку пока «не наблюдается тенденции к явному сокращению масштабов пандемии», а в США возобновился рост заболеваемости коронавирусом и ежедневно выявляется свыше 120 новых случаев заражения.

«В связи с этим важнейшим приоритетом для российской стороны является сохранение здоровья и обеспечение безопасности российских инспекторов и членов летных экипажей при проведении инспекций на территории США, также как и представителей американских инспекционных групп на территории Российской Федерации», — сообщили в ведомстве.

Там призвали Вашингтон отказаться от «заведомо контрпродуктивных попыток искусственно форсировать возобновление инспекционной деятельности по ДСНВ» и сфокусироваться на решении имеющихся проблем в этой сфере.

СНВ-3 и новая система контроля над вооружениями

Договор о СНВ-3 был подписан в 2010 году, а в 2021 году — продлен на пять лет. Он позволяет каждой из сторон иметь не более 1 550 единиц развернутых ядерных боезарядов и до 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подлодок и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев.

1 августа Белый дом опубликовал заявление президента США Джо Байдена о готовности его администрации оперативно организовать переговоры с Россией о новой системе контроля над вооружениями, которая сменит Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

«В этом контексте Россия должна продемонстрировать, что она готова возобновить работу по контролю над ядерным вооружением с Соединенными Штатами», — отметил Байден.

После этого зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что предвидел этот шаг со стороны Вашингтона и заявлял о его неизбежности, поскольку для американцев крайне важны вопросы стратегической безопасности, а решить их без участия Москвы невозможно. «Оно нам вообще надо? Мир стал другим», — прокомментировал Медведев предложение американской стороны.