Попытки властей Украины передать Киево-Печерскую Лавру, которая находится в ведении Украинской православной церкви (УПЦ Московского патриархата), под контроль неканонической Православной церкви Украины (ПЦУ) говорят о том, что на Украине хотят создать «фейковое православие». Такое мнение в программе RTVI «Что это было?!» высказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.

«Конечно, раскольники, которые пользуются полной поддержкой украинской власти, захватив Лавру, хотят подменить собой украинское православие. То есть вместо канонического, исторического украинского православия они хотят создать и уже создают фейковое украинское православие, которое как какой-то идеологический конструкт собран на коленке, и назвать это церковью», — сказал Кипшидзе.

По его словам, для того, чтобы придать «фейку иллюзию натуральности и аутентичности», нужны атрибуты, одним из которых и может стать «древняя святыня русского православия». Кипшидзе пояснил, что под русским православием в данном случае имеет в виду не только Россию, но все страны, «которые вышли из единой киевской купели». В их число входит и Украина, Беларусь, Молдавия.

«И другие страны, которые связаны с этим единым корнем — это все называется и всегда называлось русским православием. И этот термин вопреки тому, что нам пытаются внушить, и прежде всего украинцам, политтехнологи — в первую очередь, даже не в первую, а в единую очередь носит не политический характер, а характер духовный. Русское православие — это единая духовная традиция, это единые святые, единые молитвы, единая строй духовной жизни — все это было и, я надеюсь, будет оставаться общим», — подчеркнул представитель РПЦ.

Efrem Lukatsky / AP

Происходящее с Киево-Печерской лаврой на Украине он назвал «попытками построить лжецерковь из раскольников и ворованных святынь». Украинские власти, полагает он, делают все для того, чтобы заставить УПЦ влиться в ряды «раскольников». Эту политику Кипшидзе сравнил с «эпохой богоборчества, которая расцветала в 1920-1930-е годы и позже в Советском Союзе».

«То есть чего они хотят — это поменять историю русского православия вообще, чтобы стереть оттуда все, что связано с единым духовным историческим корнем…Они хотят, чтобы вместо Русской церкви была церковь, связанная с Фанаром (Константинопольским патриархатом — прим. RTVI), но для этого нужно уничтожить Украинскую правос лавную церковь и создать то, что они создали — раскольничью», — говорит Кипшидзе.

О значении Киево-Печерской Лавры для православного мира читайте в материале RTVI

«Церковь большинства»

Вместе с тем зампред Синодального отдела РПЦ напомнил, что Украинская православная церковь с 1990-х годов пользуется правами широкой автономии. УПЦ всегда была украинской, состояла из украинцев и управлялась ими, а также хранила «многие традиции, связанные с украинским народом», чуждой которому «эта церковь никогда не была». Поэтому, подчеркнул он, обвинения УПЦ в том, что она якобы управляется из Москвы, являются «политтехнологической уловкой», выдуманной ради оказания давления.

«То есть идея того, что на Украине есть некий филиал РПЦ, который управляется прямыми указания из Москвы — это очень большое упрощение. У нас единая церковь — это верно, и никто это не оспаривает, мы это всегда утверждаем. Но наша связь, наше единство лежит в области канонов, в области духовных молитвенных связей. Никаких административно-хозяйственных транзакций, в которых часто обвиняют церковь, что кто-то кому-то платит деньги, кто-то кого-то содержит — таких связей между Украинской церковью и нашей нет и никогда не было», — считает представитель РПЦ.

По его словам, «миф и идею», что есть московская вражеская церковь, внедряли людям, которые не понимают каких-то особенностей церковной жизни. Однако, уверен Кипшидзе, «никакой верующий», который любит и знает свою церковь «не имеет и не может иметь никаких претензий к Украинской православной церкви». В этом смысле, пояснил он, связь с церковью можно сравнить с отношениями внутри семьи.

«Если я, например, женат сколько-то лет, и мне будут какие-то СМИ утверждать, что моя жена связана с марсианами и может нанести мне какой-то вред,…могу я в это поверить? Теоретически, наверное, могу, если я сам не в порядке. Но если я считаю себя частью этой семьи, если я верю своей жене больше, чем журналистам, которые рассказывают, что она марсианка, перейду ли я в другую семью? Наверное, нет», — привел пример Кипшидзе.

Natacha Pisarenko / AP

Он допустил, что на Украине есть те, кто переходит на сторону ПЦУ, однако выразил уверенность в том, что «таких людей очень мало». По его словам, каноническая церковь (УПЦ МП) всегда обладала наибольшим количеством приходов и храмов на Украине, что говорит о том, что именно она является «церковью большинства, а раскольники — это церковь меньшинства».

«Я убежден, что какая-то часть и надеюсь, что значительная, а может быть, даже и большая часть Украинской православной церкви никогда не согласится на то, чтобы слиться с раскольниками, то есть заведомо без благодатной церкви», — сказал Кипшидзе.

  • В конце 2022 года Служба безопасности Украины (СБУ) провела серию обысков в Киево-Печерской лавре и других объектах Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). В спецслужбе заявляли, что нашли «пророссийскую литературу» и крупные суммы наличных денег. Впоследствии украинские власти неоднократно обвиняли УПЦ в поддержке России.
  • В марте священникам УПЦ предписали покинуть монастырь и резиденцию предстоятеля до конца месяца. 30 марта Кабмин передал здание Киево-Печерской лавры под управление государства. Монахи в свою очередь заявили, что будут обжаловать решение кабмина, а также отказались покидать лавру до завершения судебных разбирательств. У здания лавры начали собираться сторонники и противники УПЦ, которые вступали в столкновения друг с другом.
  • 1 апреля украинский суд отправил настоятеля Киево-Печерской лавры митрополита Павла под домашний арест по подозрению в «разжигании межрелигиозной вражды» и «оправдании вооруженной агрессии РФ». На следующий день богослужение УПЦ в Киево-Печерской лавре возглавил митрополит Онуфрий.