Европейские страны достигли соглашения об ограничении цен на российский природный газ на уровне €180, передает Bloomberg. Механизм коррекции газового рынка, призванный предотвратить резкие ценовые колебания, будет применяться с 15 февраля.

Новое ограничение вступит в силу только в том случае, если разница между российским газом и ценами на мировом рынке превысит €35 и продержится на таком уровне в течение трех дней.

Германия, Нидерланды и Дания призывали к осторожному подходу, который позволил бы избежать слишком активного вмешательства в рынок. Они выражали опасения по поводу того, что ограничение цен может сделать Европу менее привлекательным рынком для поставщиков, в то время как ЕС, наоборот, ищет альтернативы российским поставкам. При этом фракция, включающая Бельгию, Италию, Грецию и Польшу, настаивала на более агрессивном инструменте сдерживания цен на газ.

Достигнутое соглашение также предусматривает переход к совместным закупкам газа — реализации проекта, работа над которым была приостановлена из-за раскола между странами ЕС по поводу ценового потолка. Кроме того, Германия настаивает на упрощении процедур оценки проектов в сфере возобновляемой энергетики с точки зрения из воздействия на окружающую среду.

Предыдущее обсуждение вопроса о ценовом потолке состоялось 15 декабря на однодневном саммите лидеров стран Евросоюза в Брюсселе, но тогда достичь соглашения не удалось, и было принято решение отложить дебаты до заседания министров энергетики стран Евросоюза 19 декабря.

11 декабря Bloomberg со ссылкой на анонимных дипломатов утверждал, что Бельгия, Греция, Италия, Польша, Литва, Латвия, Болгария, Хорватия, Мальта, Румыния, Словения и Словакия призывают снизить ценовой потолок на российский газ и угрожают заблокировать соглашение, если требование не будет выполнено.

В чем смысл «потолка» цен на газ?

При текущих ценах на газ в Европе около $1300 за тысячу кубометров «потолок» в менее $2000 за тысячу кубометров — символическая мера, прокомментировал RTVI эксперт Центра по энергопереходу и ESG «Сколтеха Сергей Капитонов.

«Потолком» на газ ЕС страхует себя от апокалиптического сценария — если цены на газ следующей осенью побьют очередные рекорды, а также на случай аномальных морозов, новых ЧП на газопроводах, перебоев поставок сжиженного природного газа (СПГ) по морю. В этих случаях «потолок» способен нивелировать потенциальный всплеск цен на газ.

Как будет работать механизм?

Введение «потолка» не означает, что ЕС придется пересогласовывать многочисленные контракты с «Газпромом». Механизм «потолка» регулирует биржи. В любом контракте есть положение о том, что 1 тысяча м3 газа продается по цене на той или иной европейской бирже. «Контракты останутся прежними, но цены по ним не смогут вырасти выше определенного предела», — объяснил Сергей Капитонов.

Не стоит переоценивать влияние «потолка» цен на газ на бизнес «Газпрома». Прежде всего, прибыль газового гиганта падает из-за сниженных объемов поставок, подсеркивает эксперт. Поставки российского газа в Европу на минимуме с середины 70—х годов.

Восстановятся ли поставки российского газа в ЕС?

Этой зимой проблем с отоплением в Европе не будет. Страны практически полностью заполнили газовые хранилища к началу отопительного сезона. Трудности начнутся следующей осенью, подчеркивает Сергей Капитонов: «Поставки газа из России минимальны, и Европа просто не сможет закачать газ в подземные газохранилища, а свободного СПГ на мировом рынке просто нет. Не стоит забывать, что Азия — крупный потребитель газа, и возникнет сильная конкуренция за СПГ между Европой и Азией, что спровоцирует рост цен на газ».

Экономические соображения диктуют Европе закупать больше газа из России. Но северные маршруты поставок уничтожены — осталась одна нитка «Северного потока—2». Разблокировка трубопровода «Ямал — Европа» потребует значительной политической воли. «В текущих политических реалиях маловероятно, что Европа на это пойдет. Скорее всего она предпочтет затянуть пояса и еще сильнее сократить потребление газа, что в свою очередь, приведет к деиндустриализации Европы, — полагает эксперт. — Промышленные предприятия, не способные покупать энергию по таким высоким ценам, будут вынуждены либо закрыться, либо переносить свои мощности в другие страны. Например, в США, где относительно дешевый газ».