Чеченский правозащитник Абубакар Янгулбаев предложил главе республики Рамзану Кадырову обменять его на мать — задержанную около года назад Зарему Мусаеву. Соответствующее видеообращение он опубликовал в своем телеграм-канале.

Янгулбаев предоставляет Кадырову право самому выбрать «нейтрального гаранта обмена». «А меня можете хоть каждый день пытать, издеваться, убивать, воскрешать — и все заново», — обращается молодой человек к чеченскому лидеру.

По словам правозащитника, раньше он верил, что может спасти мать, если сумеет создать общественный резонанс вокруг ее истории, но теперь потерял эту веру, поскольку военная операция на Украине «всё списала». «В России больше не осталось места для закона, прав и свобод человека. В стране все мертво», — убежден Янгулбаев. Он обвинил Кадырова в похищении родственников его политических оппонентов, критиков и общественников, назвав эти действия «методами терроризма».

Янгулбаев сообщил, что за год после задержания состояние здоровья его матери «только ухудшается», и призвал главу Чечни «не трогать женщин». «Ты, если мужчина, Кадыров, если ты считаешь себя олицетворением максимальной маскулинности в этой стране, ты обязан ее отпустить. И раз так сложилось, что у нас действуют правила ***** (военной операции) и не действуют законы в России и Чечне, то давай обменяем ее на меня. Не надо трогать женщин. Забери меня вместо нее», — обратился правозащитник к чеченскому лидеру.

Абубакар Янгулбаев — сын бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева и Заремы Мусаевой. 20 января 2022 года в Нижнем Новгороде люди, представившиеся сотрудниками МВД Чечни, ворвались в квартиру экс-судьи, заявив, что должны доставить его и Мусаеву в Грозный в качестве свидетелей по делу о мошенничестве. В итоге женщину силой посадили в машину и увезли.

Ее доставили на допрос в Чечню и задержали на 15 суток за «оскорбление и нападение на полицейского». Затем Мусаева была арестована на два месяца, на нее завели уголовное дело о применении насилия в отношении представителя власти: по словам правоохранителей, женщина якобы расцарапала лицо полицейскому, когда ее доставили в отдел. Абубакар Янгулбаев рассказывал, что к его матери не допускали адвоката, а членам семьи не предъявили постановление о ее аресте.

Оставшиеся на свободе родные Мусаевой через несколько дней уехали из России. По их мнению, преследование связано с тем, что Абубакар Янгулбаев занимался правозащитной деятельностью. В отношении второго сына бывшего судьи — Ибрагима Янгулбаева, находящегося за границей, — завели уголовное дело по статье о публичных призывах к террористической деятельности.

Глава Чечни Рамзан Кадыров неоднократно называл Янгулбаевых «террористами» и грозил их «уничтожить». По словам чеченского лидера, члены семьи экс-судьи «однозначно поддерживают террористические группировки» и планируют создать целую сеть таких объединений.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что история с задержанием Мусаевой — это не прерогатива Кремля. «Если были какие-то заявления в полицию, то полиция уже работает», — подчеркивал он.