Турция больше не будет возражать против вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Об этом сообщил финский президент Саули Ниинистё по итогам состоявшейся 28 июня в Мадриде встречи с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, шведским премьер-министром Магдаленой Андерссон и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.

По словам Ниинистё, после этой встречи министры иностранных дел Турции, Швеции и Финляндии подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором Анкара подтвердила поддержку приглашения Хельсинки и Стокгольма в Североатлантический альянс.

Их заявки на вступление будут обсуждаться на саммите организации, который пройдет там же, в Мадриде, на этой неделе, а конкретные шаги по вступлению планируется согласовать в течение ближайших двух дней.

В Меморандуме подчеркивается, что Финляндия, Швеция и Турция «обязуются оказывать друг другу полную поддержку в борьбе с угрозами безопасности друг друга» и «укреплять это взаимное обязательство» по мере развития их союзнических отношений в НАТО.

«Турция выразила обеспокоенность по поводу угрозы терроризма. Финляндия всегда серьезно относилась к этим опасениям. Финляндия осуждает терроризм во всех его формах и <…> полностью привержена документам и политике НАТО в области борьбы с терроризмом», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте президента страны по итогам мадридской встречи.

Кроме того, Швеция и Финляндия обязались отказаться от политики эмбарго в отношении турецкой оборонной промышленности и вести работу «по расширению сотрудничества в этой области», передаёт РИА Новости со ссылкой на канцелярию президента Турции.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг уже назвал присоединение Швеции и Финляндии к альянсу «самым быстрым в истории». По его словам, вступление этих двух стран в военный блок «изменит всю ситуацию в балтийском регионе», потому что «они прикроют балтийские страны — Эстонию, Литву и Латвию, а также позволят усилить присутствие [НАТО] в этой части мира» (цитата по РИА Новости).

Перед отъездом в Испанию Эрдоган заявил, что «если Швеция и Финляндия станут членами НАТО, они должны принять во внимание озабоченность по поводу безопасности Турции», которая входит в этот военный блок уже 70 лет — с 18 февраля 1952 года.

Турецкий лидер назвал вопрос о вступлении Швеции и Финляндии в альянс одним из ключевых в повестке предстоящего саммита. «Они должны учитывать интересы безопасности Турции. Обратное немыслимо», — подчеркнул Эрдоган, напомнив, что речь идет о борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК), которую турецкие власти признали террористической организацией и запретили ее деятельность.

Механизм вступления в НАТО Финляндия и Швеция официально запустили 18 мая 2022 года, подав заявки на членство в альянсе. Эрдоган еще за несколько дней до этого сказал, что не видит позитива в этом шаге. Свое отношение он аргументировал тем, что, по его мнению, обе страны, претендующие на вступление в военный блок, не имеют четкой позиции по поводу борьбы с терроризмом.

Западные СМИ тогда предположили, что истинным мотивом критики со стороны Эрдогана является стремление получить определенные преференции или уступки в обмен на свое согласие по двум новым кандидатам в НАТО. Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов пояснял RTVI, что Турция стремится продемонстрировать альянсу свою независимую позицию и недовольна переключением внимания с южного фланга на скандинавский.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин убежден, что Швеция и Финляндия вряд ли согласятся выдать Турции курдов, которые занимают важное место в их политике, поэтому речь со стороны Анкары действительно, скорее всего, идет о торге за какие-то преференции. Заведующий отделом ЦК КПРФ по молодежной политике, историк Ярослав Листов высказал предположение о том, что на Финляндии и Швеции НАТО отработает механизм ускоренного принятия новых членов.