Президент Сербии Александр Вучич 10 июня в очередной раз отказался вводить санкции против России. Присоединиться к ограничениям потребовал от сербского лидера канцлер Германии Олаф Шольц.

Глава Германии, находящийся в двухдневном турне по Западным Балканам, сказал, что Сербия как кандидат на членство в ЕС должна присоединиться к санкциям против Москвы. Вучич ответил, что Сербия находится в трудном положении. Он попросил ЕС учитывать, что Сербию и Россию связывают «давние особые отношения».

«Что касается санкций, то у нас другая позиция. <…> Мы помним о санкциях [против Сербии] и не считаем санкции эффективными», – сказал Вучич (цитата по Reuters).

Олаф Шольц 10 июня также посетил Приштину – столицу частичной признанной республики Косово. Он заявил, что правительство Косово, введя санкции против России, показало, что «стоит на нашей стороне в международном сообществе». Во второй половине дня Шольц встретился с Александром Вучичем. По словам сербского президента, в ходе этой встречи «Шольц очень решительно, четко и резко попросил Сербию присоединиться к санкциям против России».

Нейтралитет по-сербски и жизнь под санкциями

Месяц назад, 15 мая, в эфире сербского телевидения Вучич заявил, что Белград намерен сопротивляться введению антироссийских санкций, сколько сможет. Также он говорил, что экономика страны на текущий момент полностью зависима от российского газа. По словам Вучича, Сербия может столкнуться с еще большими проблемами после 1 декабря, когда нефтяное эмбарго Евросоюза против России начнет действовать.

Сербия стала единственной страной на Балканах, которая декларирует нейтралитет и не стремится вступить в НАТО. В 2014 году Белград не поддержал антироссийские санкции. Москва, в свою очередь, выступала против военной кампании Североатлантического альянса против Сербии во время войны в Югославии 1999 года и критиковала судебный процесс над сербскими военными командирами.

Кроме того, сербы на личном опыте знакомы с жизнью под санкционными ограничениями Запада. Первые санкции против Сербии (еще в составе Югославии) были введены странами Европейского сообщества еще в начале 1990-ых годов, когда от Социалистической республики Югославия отделились четыре из шести республик — Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония. Большая часть этнических сербов в этих республиках выступали за союз с Белградом. Солдаты бывшей Югославской народной армии участвовали в столкновениях с боснийцами и хорватами, обе стороны конфликта прибегали к этническим чисткам.

В 1992 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию, согласно которой все члены Организации Объединенных Наций должны были прекратить финансовые контакты и торговые операции с Югославией, за исключением поставок гуманитарной помощи. Также государства ООН должны были остановить воздушное сообщение со страной, сократить дипломатическое и консульское присутствие в Югославии, приостановить научные, технические и культурные обмены. Это вызвало гиперинфляцию в стране и несколько деноминаций в последующие годы. В 1993 году правительство Сербии было вынуждено ввести карточную систему на продукты и товары первой необходимости.

Послабление в ограничениях в середине 90-х сменилось новым ужесточением санкций в 1999 году. Евросоюз объявил эмбарго на поставку нефти и нефтепродуктов в Югославию, восстановил заморозку активов страны, ввел запрет на инвестиции в Сербии и составил список из 305 родственников и приближенных президента Югославии Слободана Милошевича – их банковские счета в странах ЕС были заблокированы, а имущество принадлежавших им фирм арестовано.

По данным статистического дивизиона ООН, ВВП Сербии в текущих ценах упал с $40,5 млрд в 1990 году до $9,9 млрд в 2000 году.

Большая часть санкций была отменена в 2000 году. Исключения составили персональные санкции против сторонников Милошевича. Они были сняты только в 2014 году, когда Евросоюз посчитал, что его фигуранты больше не представляют опасности для общества.