В 2021 году ни одна российская компания ни привлекла американских лоббистов, следует из базы данных Минюста США. Эксперт объясняет это ухудшением американо-российских отношений на официальном уровне, которые делают бессмысленными попытки бизнесменов смягчить санкционное давление США и улучшить деловой климат.

База данных министерства юстиции США пополняется в рамках «Акта о регистрации иностранных агентов» (FARA). В ноябре в нее внесли информацию о привлечении директором по международному сотрудничеству компании En+ Евгением Фокиным Сергея Шестакова из базирующейся в США фирмы Eastlink Communications. Шестаков помогал Фокину взаимодействовать с американскими консалтинговыми и юридическими компаниями. Тем не менее их соглашение было заключено еще в 2019-м, а не в 2021 году.

В общей сложности за последние 10 лет в качестве организаций, работающих с российскими структурами, было зарегистрировано почти 30 компаний, из которых больше 70% — в последние пять лет. В базе Минюста сейчас числятся 11 американских компаний, действующих в интересах России.

Российские компании в 2021 году не привлекли новых лоббистов, несмотря на рост санкционного давления со стороны США. В апреле администрация президента Джо Байдена ужесточила санкции в отношении российского госдолга, а также внесла в санкционный список российских чиновников и исследовательские университеты. Ряд конгрессменов выступает за усиление ограничений в отношении газопровода «Северный поток — 2». Американская администрация также предупреждала о готовности ввести масштабные санкции против России в случае вторжения на Украину.

В 2020 году о работе в интересах российских структур отчитались три юрлица, в том числе консалтинговая фирма Sidley Austin, обслуживающая интересы «Техснабэкспорта» (торговая марка Tenex), входящего в госкорпорацию «Росатом». Американская компания консультировала Tenex по вопросам продления Соглашения о приостановке антидемпингового расследования в отношении урана из России. Договоренности были успешно продлены в октябре прошлого года до 2040 года.

В 2019 году о работе на российские компании отчитались более пяти физических и юридических лиц. Самой значимой сделкой стало привлечение американских лоббистов Институтом развития ВЭБ РФ. На него работали бывший влиятельный конгрессмен Джон Суини, а также консультанты из организации Geopols (Geopolitical Solutions). Старший вице-президент правового блока ВЭБа Игорь Краснов говорил РБК, что главная цель привлечения лоббистов — выстроить повестку, в рамках которой США и Россия смогут заниматься совместными проектами. Кроме того, он заявил, что в ВЭБе следят за законопроектами о новых санкциях. «К новым санкциям мы относимся так: мы их отслеживаем, мы, конечно, считаем, что дополнительные санкции будут вредить всем, не только ВЭБу, но и другим компаниям, в том числе и американским», — говорил Краснов.

В 2017 и 2018 году о сотрудничестве с Россией отчитались шесть компаний (по три в каждый год).

По состоянию на декабрь 2021 года, в американской базе иноагентов числятся несколько тысяч организаций, из которых 121 была зарегистрирована в текущем году. Это, по словам главы департамента Минюста по вопросам контрразведки и контроля за экспортом Джея Брэтта, стало рекордным показателем, пишет Politico. Издание отметило, что рост числа иноагентов в США в 2021 году был связан с тем, что иностранные государства нанимают лоббистов для продвижения своих интересов в области распределения вакцин.

Почему российские компании перестали нанимать лоббистов

Главным фактором отказа российских компаний от найма лоббистов в США стало общее ухудшение двусторонних отношений, сказал RTVI специальный советник по санкционному праву коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин. Из нескольких сотен сотрудников американской дипмиссии в Москве осталось всего несколько человек, прекратилась выдача американских виз. «Учитывая сложившуюся обстановку, крупные бизнесмены и компании не видят особого смысла обращаться за лоббистской помощью в США. Сейчас представляется, что это напрасная трата денег и куда проще спокойно двигаться в парадигме политики нашей действующей власти, чем совершать автономные движения в американско-российском поле», — отметил Гландин. Он добавил, что, скорее всего, такой статус-кво сохранится и в следующем году.

Что такое FARA

Закон FARA был принят в 1938 году и регламентирует работу организаций, представляющих интересы иностранных компаний и государств. Под понятие иноагента в США подпадают физические и юридические лица, прямо или косвенно занимающиеся политической или финансовой деятельностью в интересах зарубежных структур или лиц. Закон обязывает иноагентов предоставлять данные о своей работе. При этом действие FARA не распространяется на организации, работающие в сфере науки, образования, религии и культуры, когда их деятельность не нацелена в первую очередь на помощь иностранным структурам. Для того чтобы аннулировать статус иноагента, нужно подать запрос в Минюст, в котором следует сообщить о прекращении действий в интересах иностранной структуры.

Нарушение положений FARA может повлечь за собой штрафы (до $250 тысяч) или тюремное заключение (до пяти лет). Минюст ведет учет нарушителей. Например, в 2020 году американца Эллиота Бройди обвинили в получении нескольких миллионов долларов за лоббирование интересов Китая и Малайзии в Сенате в обход закона FARA. Он признал свою вину и был помилован президентом Дональдом Трампом. В 2018 году обвинения о нарушении FARA были выдвинуты в отношении россиянки Елены Хусяйновой за попытки повлиять на промежуточные выборы в Конгресс. Хусяйнова находится в России и свою вину не признает.