Утром 8 мая в Южной Осетии начался второй тур выборов президента. На высшую должность претендуют нынешний глава республики Анатолий Бибилов и лидер партии «Ныхас» Алан Гаглоев. О том, как идет голосование, – в материале RTVI.
В Южной Осетии для голосования были открыты 72 избирательных участка, также проголосовать можно во Владикавказе, Москве и Сухуми (Абхазия). В список избирателей внесены 34,5 тыс. человек, для которых изготовлены 40 тыс. бюллетеней, сообщила 5 мая председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Южной Осетии Эмилия Гагиева. Для признания второго тура выборов состоявшимся в голосовании должны принять участие более 30% избирателей.
За вторым туром выборов будут следить наблюдатели из России, Абхазии, ДНР и ЛНР. Голосование освещают российские и южноосетинские СМИ, причем российских журналистов больше, чем местных.
«Освещать второй тур президентских выборов изъявили желание российские федеральные средства массовой информации, коллеги из Северной Осетии и югоосетинские государственные СМИ. Всего аккредитовано 58 журналистов, из них 21 представитель государственных средств массовой информации Южной Осетии, 27 журналистов представляют российские СМИ», — отметила глава Госкомитета информации и печати Южной Осетии Мария Котаева.
По словам члена комитета по международным делам Совфеда России Сергея Цекова, наблюдатели пока не фиксируют на выборах в Южной Осетии «абсолютно никаких нарушений», а сама процедура голосования проходит «абсолютно положительно».
«Абсолютно никаких нарушений — акцентирую внимание на слове «абсолютно» — мы действительно не выявили», — заявил российский наблюдатель.
Кандидаты Бибилов и Гаглоев проголосовали утром на участках в Цхинвале. Действующий президент отдал свой голос на избирательном участке №17, который располагается во Дворце спорта на улице Сталина, его конкурент посетил участок в школе № 1.
Согласно конституции Южной Осетии, главой республики может быть избран гражданин в возрасте от 35 лет, постоянно проживающий на территории государства не менее 10 лет (к моменту регистрации в качестве кандидата) и владеющий государственными языками Южной Осетии (русский и осетинский). Продолжительность президентского срока — пять лет, руководить республикой больше двух сроков подряд запрещено.
Выборы в Южной Осетии
Первый тур президентских выборов в Южной Осетии состоялся 10 апреля. Согласно законодательству республики, второй тур должен проходить через 15 дней после первого, но не в праздничные дни, что исключило сразу два воскресенья — 24 апреля (Пасха) и 1 мая. В итоге выбор пал на 8 мая, хотя ЦИК предлагал сделать нерабочим днем 28 апреля.
По итогам первого тура, действующий глава государства Бибилов набрал 34,95% голосов, а лидер партии «Ныхас» Гаглоев — 38,55%. Комментируя итоги голосования, действующий президент заявил, что ему «очень приятно» выйти во второй тур с Гаглоевым. Тот ответил, что «рассчитывает на честную борьбу с Бибиловым». Три других участвовавших в первом раунде кандидата — Гарри Мулдаров (8,9%), Александр Плиев (11,9%) и Дмитрий Тасоев (2,8%) — заявили о намерении поддержать Гаглоева.
Референдум о присоединении к России
Выборы президента Южной Осетии проходят на фоне референдума о присоединении к России, анонсированного Бибиловым 30 марта. Действующий глава республики назвал вхождение региона в состав Российской федерации «стратегической целью» государства и «чаянием народа».
«Республика Южная Осетия будет в составе своей исторической Родины — России», — говорил Бибилов в конце марта.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что «речь идет о выражении мнения народа Южной Осетии», к чему Москва относится с уважением.
Более скептично высказывался о референдуме соперник Бибилова — кандидат Гаглоев. Лидер политической партии «Ныхас» указывал, что момент для этого выбран не самый удачный, поскольку «действующие власти РФ в лице президента Владимира Владимировича Путина пока заняты другими вопросами, <…> более серьезными».
Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев придерживался схожей позиции и выражал сомнения в том, что Москва сейчас заинтересована в том, чтобы принимать республику в состав страны и тем самым обострять отношения с Тбилиси. «Никакой необходимости проводить референдум в Южной Осетии с точки зрения Москвы нет. Не говоря о том, что даже в народных республиках Донбасса <…> намечают их [референдумы] на время после завершения спецоперации на Украине», — говорил он.