Уже в нескольких регионах объявили о новой волне мобилизации. Ростовские власти сообщили, что получили новое мобилизационное задание, а курские — что приступили «ко второму этапу». Источник «Вести Воронеж» утверждает, что в Воронежской области тоже на днях начнется «вторая волна» мобилизации. Впрочем, Кремль заверяет, что никакой новой волны нет. О том, что говорят депутаты и сенаторы о сроках проведения мобилизации и условиях ее завершения, — в материале RTVI.

«Знает президент и министерство обороны»

Рассуждать о сроках и планах частичной мобилизации многие депутаты не спешат. По словам члена комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Маргариты Павловой, «сроки определяет только президент», а общее число граждан, которые должны быть призваны, «зависит сугубо от целей и от хода выполнения спецоперации». «Это знает верховный главнокомандующий и министерство обороны России», — сказала она RTVI.

Делать заявления на тему частичной мобилизации должны прежде всего те, «кто за это отвечают», то есть силовой блок, который и принял решение о ее проведении с одобрения президента, заявил RTVI глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

Заместитель председателя Госдумы, первый замруководителя фракции «Новые люди» Владислав Даванков отметил, что информацией о сроках мобилизации «обладает только министерство обороны», но все же предположил, что дата ее окончания может совпасть с началом осеннего призыва, который намечен на 1 ноября. «Лично моя точка зрения, что частичная мобилизация может быть завершена к 1 ноября, когда начнется осенний призыв. Я предполагаю, что эти сроки могут держать в головах и те, кто ее осуществляют», — отметил он.

С самого начала мобилизации, которая была объявлена 21 сентября, министр обороны Сергей Шойгу говорил, что планируется призвать 300 тыс. резервистов. 4 октября Шойгу отчитался о прибытии в войска более 200 тыс. человек. «Новая газета. Европа» писала, что в соответствии с засекреченным седьмым пунктом указа о мобилизации может быть призвано до 1 млн человек, а по данным «Медузы»*, — и вовсе до 1,2 млн человек. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков называл данные изданий «ложью».

«Одних подготовили, наберут следующих»

По мнению первого зампреда комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Кожина, «частичная мобилизация и осенний призыв — процессы параллельные». Он уверен, что призыв будет проходить по отлаженной годами схеме. Мобилизация же в современной истории страны проводится впервые, поэтому сопровождается большим количеством «недоработок и оплошностей».

Александр Щербак / ТАСС

«И это как раз возможность все исправить и отладить. Я бы не стал ставить никаких сроков: ни первого, ни второго ноября — мобилизация идет своим ходом, на ходу исправляется достаточно большое количество недоработок и ошибок. Она уже дала свои результаты, большая часть уже прошла — закончится, когда закончится. У нас нет задачи, как в советские времена, к 7 ноября все закончить, все построить», — заявил он RTVI.

Нет и установки «лишь бы набрать 300 тыс. человек», полагает сенатор. Основная задача мобилизации — «профессионально подготовить тех, кто подлежит частичной мобилизации», и только тогда отправить на Украину, уверен Кожин.

Член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев в разговоре с RTVI предположил, что частичная мобилизация закончится именно тогда, когда будут призваны необходимые 300 тыс. человек. Однако он согласился, что речи о каких-то «жестких сроках» не идет. «Я не думаю, что здесь есть какие-то жесткие сроки. Пока мы 300 тыс. не выберем, она и будет проходить. Цифра стоит четкая, на этом частичная мобилизация и будет закончена», — полагает депутат.

По его словам, те 200 тыс. призванных, о которых говорил министр обороны, — это либо уже служившие, либо имеющие боевой опыт. Их, поясняет депутат, сразу направили в боевые части. А вот мобилизация оставшихся «зависит от емкости учебных центров, в которых их готовят».

«А остальные находятся в учебных центрах. И тут все зависит от их емкости: как первая волна подготовится, призовут остальных, чтобы дальше готовились. По времени частичная мобилизация не регламентирована. У нас нет в указе срока, к которому нужно ее завершить. Поэтому все будет зависеть от уровня подготовки: если в учебном центре положено готовить две недели, то именно столько и будет идти подготовка, если положено месяц, то месяц. Одних подготовили — наберут следующих», — говорит Гурулев.

О повестках, нарушениях и губернаторах

Пока что мобилизация идет полным ходом, отмечают депутаты и сенаторы. По словам Даванкова, «еще не все регионы отчитались о том, что планы выполнены». Например, говорит он, в Москве повестки рассылаются и по сей день, причем не без нарушений. В качестве примера депутат привел случай обратившегося к нему молодого человека 35 лет — тот никогда не служил, но все равно получил повестку.

«Сейчас проверяем, насколько это правомерно, потому что изначально говорили, что в первую очередь будут призывать тех, кто служил или имеет боевой опыт. И это полный бардак — таких обращений лично я получил более двух тысяч. Но военкоматы идут на уступки, и тех людей, которых действительно неправомочно призывают, возвращают из учебных центров. Последние полторы недели военкоматы проделывают работу над ошибками, сверяют данные. К этому подключилось и много общественных организаций, политических партий, поэтому активность рассылки повесток резко снизилась», — добавил парламентарий.

Кирилл Кухмарь / ТАСС

По словам депутата Гурулева, если повестка пришла человеку, который не подпадает под мобилизацию, он должен прийти в военкомат и предъявить соответствующий документ. На этом все закончится, заверяет парламентарий. «Потому что его поставили десять лет назад на учет, а за это время у него трое детей родилось или он ногу сломал, он же об этом военкомат не уведомил. А на последней странице военного билета написано, что в случае мобилизации каждый должен прибыть в военкомат и уточнить свои данные в течение двух недель», — подчеркнул Гурулев.

Он рассказал, что призывом руководят не военкоматы, а губернаторы — именно они являются председателями мобилизационных комиссий, которые должны отслеживать все моменты с нарушениями. «У них создается штаб по мобилизации, куда входят в том числе силовики, в частности, представители прокуратуры, и они головой отвечают за это дело. А у военкомов карточки, сколько человек из каких предприятий призвать, поэтому их дело просто повестку отправить и поставить в строй», — пояснил член комитета Госдумы по обороне.

Комментируя заявления губернаторов о новых этапах мобилизации, сенатор Кожин заявил, что у каждого из руководителей регионов «есть своя задача, которую они могут разбить на два, три или десять этапов — как угодно», но это не означает, что речь идет о каких-то новых волнах мобилизации.

«Никаких новых волн, ни заданий по мобилизации нет и пока не предвидится. А все рассуждения об общей мобилизации — это скорее бред сумасшедшего, нежели реальная политика», — подчеркнул он.

* признано в России СМИ-иноагентом