11 июня МВД закрыло дело журналиста «Медузы» Ивана Голунова, которого ложно обвинили в попытке сбыта наркотиков. По данным «Проекта», причиной провокации мог стать материал Голунова о похоронном бизнесе. Что удалось выяснить о героях этого расследования журналистам Baza, «Новой газеты» и российскому офису Transparency International?
UPD. После выхода расследования «Новой газеты» имя начальника УФСБ по Москве Алексея Дорофеева исчезло из данных о владельце участка в коттеджном поселке «Лесная бухта»: собственник в Росреестре изменился на «Российскую Федерацию», сообщает «Собеседник».
В материале Голунова, над которым он работал до своего ареста, были названы имена начальника УФСБ по Москве и Московской области Алексея Дорофеева и его помощника Марата Медоева. Возможно, с ними связан арест Голунова.
По данным источников «Новой», Дорофеев и Медоев неоднократно выезжали вместе куда-либо не только по работе, но и семьями. К тому же их особняки в коттеджном поселке «Лесная бухта» на берегу Истринского водохранилища соединены дорожкой и общим забором.
Владельцами коттеджных домов отец Медоева Игорь, тоже бывший сотрудник ФСБ, и Дорофеев стали в 2017 году. В 2014 году дом по соседству купила дочь Игоря Медоева — Эльда, но в сентябре 2018 года ее имя в выписке из Росреестра изменилось на «Российскую Федерацию».
В расследовании говорится, что рыночная стоимость домов Медоевых и Дорофеева может достигать 65 — 70 млн рублей. Дом официально записан на Медоева-старшего, но сам он сейчас живет вместе с супругой в Словакии. И, по его словам, недвижимость за границей он купил на деньги от продажи коттеджа.
Строительством «Лесной бухты» занималась компания, связанная с бывшим сотрудником ФСБ Валерием Васильевым, арестованным вместе с полковником Кириллом Черкалиным по подозрению в коррупции, отмечается в расследовании.
Дома в этом поселке есть не только у силовиков, но и, например, у Анастасия Мазараки — жены брата первого заместителя директора ГБУ «Ритуал» Валериана. Стоимость ее особняка площадью 860 квадратных метров эксперты по недвижимости оценили в 75 млн рублей. По данным источников, Марат Медоев и брат Анастасии Лев Мазараки вместе ездили в Санкт-Петербург.
Как показало расследование журналистов, силовики получали государственную землю не один раз (иногда по просьбе ФСБ) и тут же продавали ее. К примеру, в 2009 году ФСБ попросило администрацию Истринского района выделить землю под дачное некоммерческое партнерство, чтобы помочь ветеранам боевых действий. Тогда участки получили 18 человек, в том числе Марат Медоев, Дорофеев и их родственники.
Через два месяца почти всем из них участники оказались не нужны, и в один день они были проданы топ-менеджерам строительной «Группы ЛСР» Андрея Молчанова (помощником его отца, проректора ЛГУ Юрия Молчанова, в 1990-е был Владимир Путин).
По мнению адвоката Международной правозащитной группы «Агора» Дмитрия Динзе, такие сделки «похожи на фиктивные и могли случиться с целью завладения государственной землей».
11 июня ФБК Алексея Навального опубликовал расследование, в котором говорится, что семья Медоевых владеет недвижимостью в Москве суммой на один миллиард рублей, а также большим автопарком. Более того, в 2017 году Марат Медоев продал один из автомобилей Валерию Большакову. И, по данным ФБК, человек с таким же именем работает начальником отделения в похоронном предприятии «Ритуал».