Российской экономике угрожают новые санкции США. Влиятельные сенаторы от обеих партий предложили пакет мер, которые должны мотивировать Россию «вывести войска из Украины», «прекратить создавать хаос в Сирии» и отказаться от кибератак. Ограничения, по задумке инициаторов, должны в первую очередь ударить по рублю. Как новые санкции должны повлиять на экономику России, выяснял корреспондент RTVI Андрей Ежов.

Законопроект о новом пакете санкций в Сенат внесли республиканец Линдси Грэм и демократ Роб Менендес. К новой редакции присоединились еще несколько видных сенаторов от обеих партий — демократы Бен Кардин и Джин Шаин, а также республиканцы Кори Гарднер и Джон Маккейн.

Линдси Грэм, сенатор США: «Наша цель — изменить статус-кво и наложить на Россию сокрушительные санкции, пока Путин не прекратит вмешиваться в выборный процесс в США, не остановит кибератаки на американскую инфраструктуру, не покинет Украину и не перестанет пытаться посеять хаос в Сирии».

Действительно, едва ли не самыми существенными для Москвы могут стать санкции против госдолга России, включая запрет на покупку государственных облигаций; ощутить последствия этого в полной мере (если ограничения утвердят), смогут рядовые россияне. Аналитики CitiGroup считают, что при негативном развитии событий рубль может потерять от 5 до 15% стоимости, курс может снизиться до 73 рублей за доллар. Сейчас за единицу американской валюты дают 63 рубля. В числе предлагаемых экономических мер и запрет на участие американских граждан и компаний в энергетических и нефтедобывающих проектах, которые осуществляет Россия. Само собой, на гражданах такие ограничения косвенно также могут сказаться.

Что касается других санкционных предложений — американские сенаторы хотят запустить процедуру детального исследования активов, которые могут принадлежать Владимиру Путину — в том числе, через третьих лиц. Ограничительные меры ждут и людей, приближенных к российскому президенту — либо тех, кто прямо или косвенно способствуют незаконным и коррупционным действиям в интересах Путина. Тут сразу же вспоминается опубликованный Минфином США в январе «Кремлевский доклад» из 210 чиновников и предпринимателей, куда входит едва ли не все российское правительство, а также видные олигархи. В документе есть и секретная часть, в США не раз говорили, что его фигуранты со временем могут стать объектами санкций.

Одним из главных поводов для разработки нового законопроекта о санкциях стала киберактивность России во время президентской кампании в США и после, поэтому часть предлагаемых ограничений касается как раз этой сферы. Внесенный в Сенат «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля» предусматривает санкции против любого человека, который имеет возможность осуществлять вредоносную деятельность в компьютерной сфере. То есть, условным Евгением Пригожиным США ограничиваться не хотят, санкции могут настичь любого, кого уличат в киберпреступлении, либо намерении его совершить. Рядом — пункт об ужесточении наказаний за сетевые атаки на объекты критической инфраструктуры — например, избирательные системы, электросети и прочие стратегические объекты.

Еще один любопытный пункт — это планы проведения Госдепартаментом США оценки России на предмет спонсирования терроризма. Здесь, по мнению экспертов, камнем преткновения могут стать хорошие отношения Москвы с «Хезболлой» и некоторыми палестинскими группировками, которые в Вашингтоне считают террористическими. Если Кремль признают «спонсором терроризма», то Россия встанет в один ряд с Северной Кореей, Сирией, Ираном и Суданом.

Ну и что касается внутренних решений, призванных противодействовать России — в США создадут Национальный центр по борьбе с гибридными угрозами. Задачами центра станут защита энергетических компаний, банков и других отраслей от кибератак. В рамках работы Центра частный сектор и правительство будут сотрудничать для выявления потенциальных угроз.

Встреча Путина и Трампа в Хельсинки улучшений двусторонних отношений не принесла: по сути, инициируя новые санкции, Сенат сдерживает не только Россию, но и Трампа.

Алексей Арбатов, директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН: «Этот саммит вызвал просто девятый вал критики, и президента Трампа обвинили в том, что он во всем сдал позиции Путина, и назвали чуть ли не национальным предателем. Эти санкции — это одним выстрелом удар, если можно так выразиться, по двум зайцам: по России, конечно, в первую очередь, и по Трампу — во вторую очередь. Сейчас борьба с Россией, борьба с Трампом для значительной части американских правящих кругов — это единое целое, одно и то же».

Для вступления в силу закон теперь должны одобрить Сенат и Палата представителей Конгресса, после чего его подпишет президент США.