Утром 7 июля сотрудники ФСБ в Москве по подозрению в госизмене задержали бывшего журналиста «Ведомостей» и «Коммерсанта» Ивана Сафронова, который работал советником главы «Роскосмоса». RTVI собрал основные факты об этом деле.
-
Представители ФСБ в ответе Союзу журналистов России заявили, что не связывает уголовное дело против Ивана Сафронова с его профессиональной деятельностью.
-
Адвокат Иван Павлов сообщил, что Сафронов отказался от сделки со следствием, которую ему предлагали в середине июля. В частности, условия сделки предусматривали, что Сафронов признает вину, а суд назначит ему не больше 2/3 максимального наказания. При этом следователь также просил журналиста раскрыть источники информации.
-
Главные редакторы и журналисты многих российских СМИ поручились за бывшего специального корреспондента «Ъ» и советника главы «Роскомоса» Ивана Сафронова. Поручителями, в частности, выступили основатель издания The Bell Елизавета Осетинская, главные редакторы Тихон Дзядко («Дождь») и Дмитрий Муратов («Новая газета») и Николай Мазурин (Forbes).
-
В день предъявления обвинений Ивану Сафронову у Лефортовского суда прошли одиночные пикеты. В них участвовали журналисты «Коммерсанта», «Ъ FM», «Холода» и других российских изданий. Полиция задержала около 10 человек.
-
В Лефортовском суде заявили, что банковские счета Ивана Сафронова и его родственников не блокировали. Представитель суда отметил, что постановлений об этом не было.
-
Как сообщил источник ТАСС, банковские счета Сафронова, его матери и сестры, а также ее мужа заблокировали. Кроме того, в квартирах матери и сестры Сафронова прошли обыски, но они не считаются фигурантами дела. Адвокат Сафронова Иван Павлов прокомментировал эту информацию: «У тех, с кем мы общаемся, в данный момент все в порядке, счета не заблокированы. Тем не менее, мы знаем, как это работает, поэтому не исключено, что ситуация в ближайшее время может измениться»
-
Информацию о передаче бывшим журналистом «Коммерсанта» секретных сведений Чехии ФСБ передала Служба внешней разведки России. Ведомство негласно следило за его перепиской.
-
Адвокат Ивана Сафронова Иван Павлов рассказал «Открытым медиа», что в деле журналиста есть результаты как минимум двух экспертиз, которые провели специалисты по секретности. На первой из них указано, что ее провели в сентябре 2019 года, вторая же датирована маем 2020 года. При этом защите Сафронова материалы экспертиз не показывали, но ссылка на них есть в документе о начале уголовного дела. Кроме того, в «Роскосмос» Сафронов устроился уже после первой проверки, а при приеме на работу в госструктуры ФСБ проводят проверку кандидатов. Собеседник «Открытых медиа» предположил, что силовики ждали, пока Сафронов перейдет на госслужбу, чтобы его задержание не вызвало такого резонанса, как дело Ивана Голунова.
-
Адвокат Ивана Сафронова рассказал, что защита обжаловала его арест.
-
В Кремле считают, что публикации о деле Ивана Сафронова основаны на эмоциях. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, их не нужно принимать за реакцию общества. «Давайте не путать общественный резонанс с резонансом СМИ. Мы читали многие материалы, которые были опубликованы на этот счет, но эти журналистские материалы в основном основываются на эмоциях, они, конечно же, не имеют и не могут иметь под собой какой-то реальной информации о результатах работы контрразведки», — сказал он.
-
Адвокат бывшего журналиста «Коммерсанта» Иван Павлов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, в уголовном деле нет доказательств, которые обосновывают вину Сафронова. «Следствие никак не обосновало свои подозрения по отношению к Ивану», — добавил он. По словам защитника, они отказались дать подписку о неразглашении данных следствия по делу. «Мы ее не видели, эту государственную тайну, поэтому разглашать просто нечего», — заключил Павлов.
-
По информации «Коммерсанта», следователи, ходатайствуя об аресте Ивана Сафронова в суде, в качестве доказательств его вины предоставили результаты трех экспертиз. Кроме того, силовики «прослушивали» переговоры Сафронова и имели доступ к его почте.
-
Первый вице-премьер и министр внутренних дел Чехии Ян Гамачек никак не прокомментировал сообщения о том, что Иван Сафронов якобы передавал секретные сведения спецслужбам республики.
-
Адвокат Иван Павлов отметил, что дело в отношении Сафронова насчитывает уже семь томов, хотя его завели только 6 июля. «Такое редко бывает даже спустя годы предварительного следствия. За вашим коллегой очень долго следили», — добавил он.
- По словам адвоката Ивана Павлова, Сафронова подозревают в передаче данных чешской спецслужбе. Следствие считает, что преступление было совершено в 2017 году, когда он работал в «Коммерсанте», а завербовали его якобы в 2012. Дело связано с передачей военно-технической информации о поставках оружия для стран Африки и Ближнего Востока. Сафронов считает, что его преследование связано с журналистской деятельностью.
- Лефортовский районный суд Москвы арестовал Ивана Сафронова на два месяца до 6 сентября.
- Дело завели по статье 275 Уголовного кодекса, по ней Сафронову грозит до 20 лет лишения свободы. ФСБ сообщила, что он передал информацию о гостайне в спецслужбы одной из стран НАТО. Дома у Сафронова прошли обыски, силовики изъяли документы и носители информации. Дело, по данным источника ТАСС, засекречено, а суд будет проходить в закрытом режиме.
-
Обыски прошли и у главного редактора издания «Холод» Таисии Бекбулатовой. Она проходит по делу Ивана Сафронова в качестве свидетеля.
-
В «Роскосмосе» заявили, что задержание не связано с работой Сафронова на госкорпорацию. А глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин добавил, что у бывшего журналиста не было допуска к закрытой информации. По данным Кремля, подозрения не связаны с журналистской деятельностью Сафронова.
-
Многие российские СМИ высказались в поддержку Сафронову и заявили, что судебный процесс должен проходить в открытом режиме. Свою солидарность с Иваном Сафроновым выразила и редакция RTVI.
-
В поддержку Сафронова около здания Лубянки в Москве начались одиночные пикеты. Полиция задержала больше 20 человек, среди которых большинство журналисты.
-
С мая 2020 года Сафронов работал советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина по информационной политике. А до этого был корреспондентом «Ведомостей» и «Коммерсанта».