«Русская служба Би-Би-Си» изучила архивы российских гарнизонных судов и выяснила, что с 2014 по 2022 год они вынесли не менее 558 приговоров по делам о пропаже имущества с армейских вещевых складов. Больше всего таких дел — 117 — пришлось на 2017 год.
Чаще всего сотрудников вещевых служб тыла судили по статьям «кража», «присвоение или растрата», «халатность», «превышение должностных полномочий», «служебный подлог». Одежду и другие предметы обычно воруют, подделывая накладные и акты о списании.
«Еще один популярный способ — перекладывание на следующего материально ответственного, у меня так однокашника посадили. Он приехал в часть, расписался в ведомостях, а потом прошла инвентаризация и выявила недостачу. Уехал в тюрьму», — рассказал Би-би-си военный журналист и бывший офицер российской армии, побеседовавший с изданием на условиях анонимности.
В тюрьму расхитители армейского имущества отправлялись далеко не всегда. Так, бывший начальник вещевой службы тыла инженерной части во Владимирской области, укравший со склада 309 пар берцев, получил два года условно. В Новосибирской области два капитана и прапорщик украли и продали имущества на миллион рублей и отделались судебными штрафами. Как выяснилось во время расследования, они воровали не только одежду и обувь, но также туалетную бумагу, мыло, нитки и бумажные конверты.
Критика в адрес Минобороны
После начала частичной мобилизации, объявленной 21 сентября, в российских СМИ и социальных сетях начали появляться сообщения о том, что мобилизованным приходится самим покупать обмундирование — от носков до бронежилетов — и запасаться медицинскими препаратами. ФАС даже публиковала предупреждения в адрес специализированных магазинов, требуя не повышать цены на эти товары.
«Мне до сих пор непонятно, куда делись полтора миллиона комплектов, которые хранились на пунктах приема личного состава. Откуда проблемы с формой, еще с чем-то? Это никто никак не собирается объяснять!» — так ситуацию прокомментировал генерал-лейтенант запаса и член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев.
24 сентября заместителя министра обороны по материально-техническому обеспечению генерала армии Дмитрия Булгакова освободили от занимаемой должности, официально — в связи с переходом на другую работу. На его место назначили генерал-полковника Михаила Мизинцева.
6 октября глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов и глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев обратились к генпрокурору Игорю Краснову с просьбой разобраться в ситуации со снабжением армии.