Россия купила более 100 устаревших танкеров для «теневого флота», использование которого призвано смягчить эффект от действия санкций в отношении российской нефти, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на опрошенных судовых брокеров и аналитиков. Как утверждает газета, десятки судов необходимы для поставок сырья в Индию, Китай и Турцию.

По оценкам судоходных брокеров, в 2022 году Россия закупила десятки устаревающих нефтяных танкеров для перевозок сырой нефти. Как рассказал FT руководитель отдела исследований Braemar Ануп Сингх, в последнее время в соответствующих реестрах выросло число неназванных или новых покупателей танкеров, которые отработали от 12 до 15 лет. По его словам, эти суда планируется списать в ближайшие несколько лет.

«Это покупатели, с которыми мы, как давние брокеры, не знакомы <…> Мы уверены, что большинство этих судов предназначены для России», — отметил Сингх.

По данным судоходного брокера Braemar, для России в 2022 году закупили до 109 танкеров напрямую или через посредников, в том числе:

  • до 29 супертанкеров (каждый способен перевозить более 2 млн баррелей нефти);
  • 31 танкер размером Suezmax (каждый способен перевозить около 1 млн баррелей);
  • 49 танкеров Aframax (около 700 тыс. баррелей).

Эксперт по российской нефти Гарвардского центра Дэвиса Крейг Кеннеди отметил, что через несколько недель после продажи суда зачастую «оказываются в России». В то же время он подчеркнул, что не все корабли, купленные анонимными покупателями, предназначены для Москвы.

Опрошенные FT аналитики и брокеры сочли, что закупка кораблей для «теневого флота» может смягчить негативный эффект от санкций, но не способна компенсировать потери России от сокращения объемов нефтяного экспорта. По словам Кеннеди, ситуация может усугубиться в феврале 2023 года, когда ограничения распространятся на нефтепродукты из сырья российского производства. К этому моменту Москве понадобится больше танкеров, чем раньше, предупредил эксперт.

В Braemar дефицит российской нефти оценили в размере от 700 тыс. до 1,5 млн баррелей в день. Энергетическая консалтинговая компания Rystad спрогнозировала, что России будет не хватать 60—70 танкеров. «России нужно более 240 танкеров, чтобы поддерживать текущие экспортные потоки», — подчеркнул аналитик Rystad Виктор Курилов. О том, что Москва закупает 240 малых и больших судов, которые ранее перевозили иранскую и венесуэльскую нефть, в октябре сообщило агентство Bloomberg.

В октябре российский вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия будет развивать собственный танкерный флот для экспортной переориентации потоков. В свою очередь глава ВТБ Андрей Костин оценивал расширение отечественного танкерного флота в сумму в размере не менее 1 трлн рублей.

  • В начале декабря страны ЕС согласовали 60-долларовый ценовой потолок для российской нефти. О согласовании показателя на этом уровне впоследствии отчитались в США, а также странах G7 и Австралии. По данным источников Politico, Польша предлагала установить ограничение в $30 за баррель. Такое же предложение озвучил глава офиса президента Украины Андрей Ермак.
  • Российские официальные лица неоднократно отмечали, что Москва прекратит поставки нефти в страны, которые решат придерживаться потолка цен. По словам вице-премьера Александра Новака, в таком случае Россия готова перенаправить свои цепочки «рыночно-ориентированным партнерам» или сократить добычу. Как сообщал Bloomberg, в Кремле ведется подготовка президентского указа, который запретит российским трейдерам продавать нефть странам и компаниям, присоединившимся к механизму ограничения цен на отечественные энергоносители.