В случае, если «интерес россиян» в рамках военной операции изменится, станет понятна «зона» возможного мирного соглашения Москвы и Киева, заявил украинский министр обороны Алексей Резников на форуме «Диалоги о восстановлении Украины». Его слова приводит портал NV.ua.

Резников заявил, что «российские интересы в рамках так называемой СВО озвучены как «денацификация», «демилитаризация», «денатизация»». По его словам, эти цели преследуют задачу «стереть нацию украинскую с лица земли».

«Наш интерес очень простой: жить в мирной стране, неоккупированной, нормально по-добрососедски со всеми соседями <…> Вы сначала идентифицируйте интерес россиян, изменился ли он у них? Если изменился, то так называемая ZOPA — zone of possible agreement — становится понятной, а если нет, то оставайтесь в очереди, мы без вас как-то будем здесь разбираться», — сказал Резников.

В действиях Китая и других государств, предлагающие свои мирные планы, «есть один нюанс», продолжил глава украинского Минобороны. По словам Резникова, эти страны хотят выступать «посредниками на стороне России». У таких государств нет «настоящего независимого медиаторства», поэтому Киев занимает выжидательную позицию и продолжает добиваться победы в конфликте, подчеркнул министр.

«Мы уже видим очередь желающих нас примирить, лидеров разных стран, преимущественно эти страны — не совсем демократичные, скажем так, не до конца. Всем была сказана обычная вещь, если вы говорите про медиацию, то правило любого медиатора — сначала зафиксировать интересы сторон», — добавил Резников.

Комментируя заявление министра обороны Украины, зампредседателя Совета Федерации Константин Косачев написал в своем телеграм-канале, что, судя по его словам, «украинская нация может существовать на земле только как нацифицированная, милитаризованная и «натизированная»».

«Прямо по Фрейду получилось. Или по Байдену, Боррелю и Столтенбергу. Потому что нет в этом перечне ни украинских, ни русских имён. Создавших в свое время украинскую нацию. Но не сумевших (либо лишенных возможности) ее сохранить», — добавил сенатор.

Цели военной операции на Украине

Президент России Владимир Путин, объявляя о начале военной операции на Украине, назвал ее целями «демилитаризацию» и «денацификацию» соседней страны, защиту граждан Донбасса от «геноцида», а также предание суду «тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей», в том числе россиян. В июне 2022 года глава государства отметил, что речь также идет о создании условий, «которые гарантировали бы безопасность самой России».

Глава российского МИДа Сергей Лавров также упоминал в числе целей военной операции восстановление прав русского языка в соответствии с Конституцией Украины и конвенциями.

Депутат Госдумы от «Единой России» Константин Затулин в начале июня выразил мнение, что Россия не достигла ни одной из заявленных целей военной операции.

«Какие у нас были цели, официально заявленные в начале военной операции? Вы все помните — денацификация, демилитаризация, нейтралитет Украины и защита жителей Донецкой и Луганской Народных Республик, которые все это время страдали. По какому из этих пунктов мы достигли результатов на сегодняшний день? Ни по одному», — сказал парламентарий.

Позже Затулин написал в своем телеграм-канале, что его слова выдернули из контекста. «Я говорил о том, что на данный момент цели СВО, а по-настоящему — войны, не достигнуты. Зачем? Затем, чтобы вслед за этим сказать, что нужно сделать для того, чтобы достичь этих целей», — указал он.

В свою очередь глава Крыма Сергей Аксенов сделал предположение о возможной смене целей военной операции. По его словам, Путин должен обозначить их «так или иначе, то есть окончательно».

«Ситуация меняется ежедневно, думаю, что все-таки и цели будут так или иначе скорректированы, я лично не сомневаюсь», — допустил глава региона.

По мнению Аксенова, России «будет затруднительно о чем-то говорить» с Украиной, если значительная ее часть не пройдет «демилитаризацию» и будет быстро принята в НАТО и Евросоюз.

Предпосылки к мирному урегулированию

В мае газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на европейских и американских чиновников писала, что ключевые представители Совета национальной безопасности США выступают за проведение российско-украинских переговоров. В то же время Госдеп и ЦРУ настроены к дипломатическому урегулированию более скептически, поскольку хотят увидеть, какие результаты принесет контрнаступление ВСУ.

В статье WSJ отмечалось, что в Париже и Берлине заинтересованы в заключении «широко сформулированного» соглашения о прекращении огня, которое потенциально может сделать Китай одним из гарантов соблюдения договора.

Глава российского МИДа Сергей Лавров заявлял, что версии западных политиков о возможном начале переговоров Москвы и Киева только после успешного контрнаступления ВСУ соответствуют «шизофренической логике».

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Алексей Данилов указывал, что Киев склоняют начать переговоры на условиях России.