Власти Ирана объявили об упразднении полиции нравов, сообщает «Аль-Арабия» со ссылкой на заявление генерального прокурора страны Мохаммеда Джафара Монтазери. Этому решению предшествовали массовые протесты и беспорядки по всей республике, которые продолжались два с половиной месяца.

«Полиция нравов не имеет ничего общего с судебной системой», — цитирует Монтазери иранское информагентство ISNA.

Такое заявление генпрокурор сделал во время «разъяснительной встречи по джихаду». Несмотря на упразднение ведомства, иранская судебная власть продолжит «следить за поведением общества», добавил Монтазери.

Полиция нравов, также известная как Гашт-э Эршад («Наставнические патрули»), в той или иной форме существовала в Иране с 1979 года, когда в стране произошла исламская революция. Подразделение, призванное следить за соблюдением «культурой скромности», выделили в отдельную структуру МВД в середине 2000-х. В числе основных задач «Наставнических патрулей» — следить за одеждой и прическами мужчин, а также за тем, чтобы женщины покрывали голову платком и носили закрытую одежду в общественных местах. После начала осенних протестов США, ЕС и Великобритания ввели санкции против иранской полиции нравов.

Накануне агентство AFP сообщило, что власти Ирана пообещали рассмотреть внесение изменений в закон, обязывающий всех женщин в стране носить хиджаб. Отмена правила, по которому женщины под страхом штрафа и других наказаний не могут появляться в общественных местах с непокрытой головой, на протяжении многих лет оставалась одним из ключевых требований иранских протестующих.

Монтазери заявил, что в парламенте и судебных органах Ирана в конце ноября обсуждался вопрос о необходимости внесения изменений в закон о хиджабе. По его словам, результаты этих консультаций могут быть озвучены «через неделю или две».

Президент Ирана Ибрагим Раиси, в свою очередь, заявил, что исламские нормы закреплены в конституции страны, но «существуют гибкие методы реализации конституции».

Почему протестуют иранцы

Ношение хиджаба стало обязательным в Иране в 1983 году. Закон, регламентирующий эту норму, распространяется на всех женщин, находящихся в стране, включая иранок, которые исповедуют христианство, и иностранок. Жительницы Ирана десятилетиями протестовали против этого закона, в том числе скрытно, надевая вместо строгого хиджаба свободные яркие платки, открывающие часть волос.

Очередная волна протестов вспыхнула в Иране в сентябре 2022 года после гибели 22-летней студентки Махсы Амини. Полиция нравов задержала девушку за то, что ее хиджаб, по мнению патруля, недостаточно хорошо прикрывал волосы. После задержания Амини избили, через несколько дней она умерла в больнице. Власти утверждали, что причиной смерти стала болезнь сердца.

После смерти Амини десятки иранских городов охватили протесты, во время которых женщины сжигали свои хиджабы. За прошедшие месяцы были арестованы 14 тыс. протестующих, в том числе несовершеннолетние. Среди арестованных оказалась племянница верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Несколько человек приговорили к смертной казни за участие в протестах.

В середине ноября иранский суд вынес первый смертный приговор участнику протестов. Смертная казнь грозит еще как минимум 28 участникам демонстраций.

Бригадный генерал Корпуса Стражей Исламской революции Амир Али Хаджизаде в конце ноября заявил, что, по его оценкам, в ходе протестов были убиты более 300 человек, включая детей. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи утверждал, что беспорядки организовали США и Израиль.

Между тем базирующийся в Лондоне телеканал Iran International со ссылкой на данные, добытые хакерами, сообщил, что Иран попросил Россию прислать оборудование и специалистов для подавления протестов. Из документов, на которые ссылается телеканал, следует также, что Москва якобы передает Тегерану данные прослушек западных чиновников, по которым можно судить о характере и силе протестного движения.

Осенние протесты стали крупнейшими в Иране после демонстраций из-за роста цен на топливо в 2019 году. Тогда при разгоне протестующих были убиты 1,5 тыс. человек.

Ранее RTVI выпустил два материала с мнениями специалистов о причинах и возможных последствиях иранских протестов (1, 2).