Немецкие подкастеры расследовали историю агентов Москвы, которые с 1980-х годов жили в ФРГ под видом обычной семьи Аншлаг, растили дочь, не подозревавшую о двойной жизни родителей, и отправляли на родину секретные документы, купленные у сотрудника МИД Нидерландов. Авторы задаются вопросом о том, работает ли это «ноу-хау Москвы» до сих пор.
«Команда исследовала двойную жизнь шпионской пары Хайдрун и Андреаса Аншлага. Для этого подкаста репортеры путешествовали по Германии, беседовал с бывшими нелегалами и нашли главный источник шпионов в Нидерландах», — описывает подкаст радиостанция ARD.
Один из них — Флориан Фаде в интервью заместителю главреда BILD Паулю Ронцхаймеру заявил, что «нелегальные агенты» — это в первую очередь российская «особенность», история применения которой насчитывает более 100 лет.
«Программу нелегалов создали в первые годы СССР, а затем при КГБ. Особенность в том, что этих людей посылают в нужную им страну с полностью сфальсифицированной личностью. Иногда ее создают на основе реально существовавших. Такие люди действительно были, а потом их личность заимствовали. В основном это были дети», — утверждает Фаде.
По его словам, работавшие за рубежом советские и впоследствии российские дипломаты «гуляли по кладбищам и искали [могилы] умерших детей, переписывали их имя и дату рождения». Задачей было выбрать в качестве «прикрытия» именно ребенка, поскольку о детях «мало что известно, и можно быстро перенять их личность».
После этого на выбранное детское имя изготавливалось поддельное свидетельство о рождении в той стране, где находится могила, — в том числе в Африке и Южной Америке, — и эту вымышленную личность использовали как прикрытие для будущего разведчика.
«Личности тех детей воровали, создавали на их основе новые и рассылали шпионов», — пояснил Фаде.
По его словам, эти агенты «с полностью фальшивой идентичностью» жили в Германии десятилетиями. «Иногда они создают семьи, где даже дети не знают настоящей судьбы родителей. Не знают, что они россияне, что они шпионы, что у них родственники в России», — утверждает автор расследования.
За основу для подкаста журналисты взяли реальную историю двух российских агентов, которые жили в Германии под именами Андреаса и Хайдрун Аншлаг, воспитывая дочь. О российском происхождении и разведывательной деятельности своих родителей она узнала только после их задержания.
Арест Аншлагов
Анлшаги были арестованы в конце 2011 года, прожив в ФРГ к тому времени более 20 лет по австрийским паспортам. Андреасу на тот момент было 55 лет, его супруге — 49 лет. Об их деятельности власти Германии узнали от ФБР, которое в 2010 году получило от перебежчика Александра Потеева информацию о сети российских агентов за рубежом.
Хайдрун Аншлаг была задержана «с поличным» — при приеме сообщения из Москвы. При обыске у нее изъяли ежедневник с расписанными по дням частотами для получения шифровок. Было установлено, что для шифровки и расшифровки сообщений Аншлаги пользовались программами Sepal и Parabola соответственно.
Высокочастотный портативный передатчик был вмонтирован в корпус внешнего диска для компьютера производства Siemens, а антенны спрятаны во внутреннем кармане сумки для ноутбука. Все это было представлено на суде в качестве улик, а потом изучено в спецуправлении Федерального ведомства по охране конституции в Кельне и передано в музей Федерального управления уголовной полиции в Висбадене. Интерес к шпионскому оборудованию Аншлагов проявили другие западные разведки, ЦРУ, АНБ и Моссад.
После ареста Аншлагов навещал сотрудник безопасности российского посольства в Германии Сергей Рахманин. Немецкие СМИ расценили это как факт признания Москвой того факта, что супруги являются выходцами из России и имеют к ней непосредственное отношение даже после долгих лет жизни в Европе.
Что стало известно на суде
Следствие заявило, что под видом Аншлагов еще во времена СССР в Германию были засланы советские агенты-нелегалы — предположительно Александр и Ольга Рост.
На суде утверждалось, что Андреас Аншлаг имеет звание полковника в российской Службе внешней разведке (СВР), а его супруга является подполковником, и они каждый месяц получали из Москвы 8,3 тысячи евро «жалованья». Предполагалось, что за время проживания в Германии они должны были накопить около 700 тысяч евро, но найти эти деньги следователи так и не смогли.
Как писало немецкое издание Spiegel со ссылкой на материалы следствия, в шифрованной переписке СВР Аншлаги упоминались как «Пит» и «Тина», но в экстренном случае они должны были, позвонив в посольство России в Берлине, представиться Сашей и Ольгой Рост.
Судя по удостоверениям личности и другим документам, Андреас Аншлаг родился в Аргентине, а его супруга — в Перу. Оба они сумели оформить австрийские паспорта. Впоследствии следователи из Германии в сотрудничестве с аргентинскими и перуанскими коллегами установили, что документы Аншлагов были поддельными.
Spiegel описывал обстоятельства легализации Аншлага, которые ему удалось узнать. По данным издания, осенью 1984 года мужчина поселился в Штирии — в австрийской деревне Вильдальпен, численность населения которой составляла 500 человек. Хотя все его документы были поддельными, местный чиновник за взятку в 240 евро признал их подлинными, утверждала газета.
Сделка с дипломатом из Нидерландов
Следствие пришло к выводу, что Аншлаги собирали данные о деятельности НАТО и ЕС — они завербовали голландского дипломата Раймондо Валентина Путерай, который работал в консульской службе МИД Нидерландов и за три года в ходе примерно 30 встреч передал им около 200 документов разной степени секретности. На суде обвинение доказывало, что супруги передали Москве около 500 секретных и/или служебных документов, собственных комментариев к ним и собранных в Германии «обзоров».
Путерай пошел на сделку с агентами ради денег, утверждали немецкие СМИ. По их данным, из-за долгов и болезни жены дипломат вынужден был жить на 650 евро в месяц. Узнав об этом, Аншлаги якобы воспользовались бедственным положением голландца и за время сотрудничества выплатили ему по меньшей мере 72 тысячи евро.
23 апреля 2013 года коллегия окружного суда города Гааги в Нидерландах приговорила Путерая к 12 годам тюрьмы. Знакомство с Аншлагами дипломат не отрицал, но вину в шпионаже так и не признал.
Она заплакала, а он пожаловался на еду
Судебный процесс по делу самих Аншлагов в Штутгарте длился 27 дней, и на всех заседаниях они молчали.
«Человек, который называет себя Андреасом Аншлагом, является ярким примером старой школы с ее дисциплиной агентов. Почти полгода русский шпион сидел на скамье подсудимых в Высшем земельном суде в Штутгарте и не проронил ни единого слова», — писали тогда немецкие СМИ.
Stuttgarter Zeitung отмечала, что Хайдрун Аншлаг всего раз дала волю эмоциям — заплакала, когда речь зашла об их дочери, студентке Марбургского университета. Андреас Аншлаг сделал только одно заявление — пожаловался на скудные порции пищи и шум в тюрьме Штамхаймер, где его содержали под стражей.
Интересы Аншлагов представляли четыре адвоката, включая известного немецкого защитника Хорста-Дитера Пёчке. Он прославился в эпоху холодной войны, когда защищал раскрытых агентов КГБ и Штази. Самым знаменитым клиентом Пёчке был Гюнтер Гийом — личный референт канцлера ФРГ Вилли Брандта, обвиняемый в шпионаже в пользу ГДР.
На процессе Аншлагов адвокат называл своего клиента «мошенником-джентльменом», который ради защиты своей родины согласился терпеть лишения и годами жил вдали от дома, вынужденный скрываться под чужим именем. В результате летом 2013 года Андреас Аншлаг был приговорен к шести с половиной годам тюрьмы, а его супруга — к пяти с половиной. Нанесенный ими ущерб суд оценил в 500 тысяч евро.
Как Аншлаги вышли на свободу
В 2014 году Хайдрун Аншлаг уехала из Германии. Пёчке пояснял, что ее выслали из страны после отбытия половины тюремного срока в соответствии с параграфом 456а Уголовно-процессуального кодекса ФРГ.
Федеральное правительство Германии еще в октябре 2012 года якобы предложило Москве обменять Аншлага на экс-полковника ФСБ Валерия Михайлова, который был осужден в России за шпионаж в пользу ЦРУ и отбывал срок в Иркутской ИК-3. Запрос об этом обмене американцы подали Берлину сразу же после вынесения приговора Аншлагам, утверждал Spiegel. Немцы же, по данным издания, хотели обменять Аншлага на осведомителя германской разведки BND.
Spiegel писал, что занимавшего тогда пост премьер-министра Владимира Путина лично уведомили о предложении по обмену, и он якобы лично встречался с посланником от ФРГ в Кремле, но потом российская сторона отказалась от переговоров до решения суда. Немецкие СМИ объяснили это желанием Москвы получить информацию о том, что Германия знает о работе российских спецслужб на своей территории, и выяснить источник утечки данных об агентах.
В результате Андреас Аншлаг вышел на свободу летом 2013 года и был отправлен в Россию. Об обстоятельствах его освобождения не сообщалось. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на просьбу журналистов прокомментировать эту новость заявил, что вопрос задан «не по адресу». «Что касается освобождения человека из Германии, о котором вы сказали, честно говоря, я в первый раз услышал об этой истории только что от вас. Но эта тема вряд ли относится к нашей компетенции и полномочиям», — добавил представитель Кремля.
Кто такой Александр Потеев
СМИ утверждают, что немецкая контрразведка вышла на Аншлагов с подачи перебежчика Александра Потеева. Это бывший замначальника управления «С» Службы внешней разведки и глава «американского» отдела, курировавшего работу российских агентов-нелегалов в США.
В 2010 году, за несколько дней до официального визита в Вашингтон тогдашнего президента России Дмитрия Медведева, Потеев сбежал в США по поддельному паспорту через Беларусь, Украину и Германию. К тому времени в Соединенные Штаты уже перебрались его жена, дочь и сын — сотрудник Рособоронэкспорта.
В том же 2010 году американские спецслужбы арестовали 10 «спящих» агентов российской разведки, из которых наибольшую известность получила Анна Чапман. Позже их выдали России в обмен на четверых осужденных на родине за шпионаж россиян — ученого Игоря Сутягина, бывших полковников Главного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ (ГРУ) Сергея Скрипаля и Александра Запорожского, а также бывшего офицера управлении внешней разведки КГБ Геннадия Василенко.
От Сутягина до Сафронова: самые громкие дела о госизмене и шпионаже в России
Президент России Владимир Путин назвал шпионский провал российских разведчиков в США следствием предательства. «Это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают. Они кончают, как правило, или от пьянки, или от наркотиков — под забором», — заявил он.
В ноябре 2010 года «Коммерсант» опубликовал расследование, в котором назвал предполагаемым предателем начальника американского отдела управления «С» СВР «полковника Щеракова». В публикации приводились данные, совпадающие с биографией Потеева, но с некоторыми отличиями.
В частности, отмечалось, что «Щербаков» сбежал в США за три дня до визита в страну Дмитрия Медведева. Также сообщалось, что в США «давно живет» дочь Щербакова, а его сын, названный в статье сотрудником Госнаркоконтроля, спешно уехал в Соединенные Штаты незадолго до ареста «спящей ячейки» российских шпионов.
Один из высокопоставленных сотрудников кремлевской администрации сообщил изданию, не называя имени предполагаемого предателя, что российской стороне известно, «кто он и где он».
«Он предал или за деньги, или его попросту на чем-то поймали. Но можете не сомневаться — Меркадера за ним уже послали [Рамон Меркадер — агент НКВД в Мексике, убивший в 1940 году Льва Троцкого — прим. RTVI]. Участь такого человека незавидна. Он всю жизнь будет за собой это тащить и каждый день бояться возмездия», — заявил собеседник газеты.
Позже агентства «Интерфакс» и РИА Новости написали со ссылкой на источники в силовых структурах, что в действительности российских разведчиков в США «сдал» Александр Потеев. В 2011 году его заочно приговорили к 25 годам колонии строгого режима по обвинению в измене и дезертирстве, а также лишили всех званий и наград.
В приговоре суда говорилось, что Потеев «выдал США группу агентов службы внешней разведки», а также информацию о способах их связи с центром и финансировании. Согласно судебным документам, Потеев с 1999-2000 годов имел доступ к гостайне, в том числе о составе агентуры за рубежом, и сразу начал выдавать эти данные американской стороне. ЦРУ не пресекало работу российских агентов, но контролировало и ограничивало ее, из-за чего деятельность разведчиков была «малорезультативной при отсутствии ошибок», отмечалось в приговоре.
В июле 2016 года «Интерфакс» сообщил со ссылкой на источник, что Потеев предположительно умер в США. При этом другой источник агентства не исключил, что «это может быть дезинформация, направленная на то, чтобы о предателе просто забыли».
Спустя два года издание BuzzFeed заявило, что Потеев жив. По утверждению портала, в 2016 году россиянин под своим настоящим именем получил лицензию на рыболовство во Флориде и зарегистрировался для голосования на выборах как республиканец. Журналисты обнаружили в открытом доступе телефон, электронный адрес и два домашних адреса Потеева. Источники BuzzFeed в разведке назвали открытый образ жизни бывшего российского разведчика его личным выбором.
За месяц до выхода статьи BuzzFeed газета The New York Times рассказала о попытке «предполагаемого киллера российской разведки» приблизиться к дому неназванного россиянина — «одного из важнейших информаторов ЦРУ» во Флориде в 2014 году. По данным издания, в связи с этим были «подняты по тревоге» агенты ФБР, и российский перебежчик с семьей не пострадали. По утверждению источников BuzzFeed, целью был Александр Потеев.
Американская газета The New York Times со ссылкой на книгу историка разведки Колдера Уолтона «Шпионы: Эпическая разведывательная война между Востоком и Западом» в 2019 году писала, что российские власти якобы пытались организовать покушение на Потеева в США.
Кого еще раскрыл Потеев
В числе агентов, арестованных после побега Потеева на Запад, были Андрей Безруков и Елена Вавилова — супруги, которые 20 лет проработали в США агентами-нелегалами. В мае 2024 года они заявили RTVI, что, если бы не Потеев, продолжили бы работать до сих пор — и, скорее всего, приносили бы России больше пользы, чем раньше.
По словам Вавиловой, их сыновья Алекс и Тимоти тоже живут в России. В 2018 году сообщалось, что правительство Канады через Верховный суд пыталось лишить одного из них гражданства, восстановленного в 2017 году.