Некоторое количество документов, потенциально подпадающих под действие адвокатской тайны, выявлено во время обыска, проведенного ФБР по запросу Минюста США 8 августа в поместье бывшего президента страны Дональда Трампа Мар-а-Лаго во Флориде. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на федеральную прокуратуру.

В середине августа Трамп в основанной им соцсети Truth Social призвал ФБР вернуть ему часть документов, изъятых во время обыска в его резиденции.

Речь шла о материалах, которые не только подпадают под адвокатскую тайну, но также защищены так называемой привилегией исполнительной власти (executive privilege, подразумевает право президента не раскрывать определенную информацию). Тогда бывший американский лидер не сообщил, обращался ли он официально к ФБР с этим же требованием.

NBS News 23 августа писал, что юридическая команда Трампа подала запрос в суд о том, чтобы часть документов, изъятых при обыске у экс-президента США, оценил назначенный судом независимый эксперт.

По информации телеканала, спустя пять дней судья Эйлин Кэннон из Южного округа Флориды издала постановление, которое, в числе прочего, свидетельствовало о ее готовности ввести в дело третью сторону для изучения соответствующих материалов.

Кроме того, Минюст в это же время получил поручение «отреагировать на запрос» адвокатов Трампа и предоставить исчерпывающий список всего изъятого при обыске в его поместье. В понедельник, 29 августа, ведомство подтвердило, что выполнит запрос и предоставит данные к 30 августа.

Прокуратура, в свою очередь, заверила, что следователи, работавшие с изъятыми документами, «следовали процедурам, описанным в ордере, в том числе касательно конфиденциальности между адвокатом и клиентом». В ведомстве заверили, что некоторые документы были показаны суду перед изучением, чтобы определить их статус.

В теории информация федеральных прокуроров, обнародованная 29 августа, аргументирует запрос юристов Трампа о назначении независимой третьей стороны для просмотра материалов, на которые распространяется адвокатская тайна, однако фактически Минюст признал, что его следователи уже успели просмотреть все бумаги.

Как поясняет New York Times (NYT), в подобных «деликатных» делах третью сторону привлекают для того, чтобы она гарантировала, что следователи не получат доступ к материалам, подпадающим под адвокатскую тайну.

Сейчас специалисты проверяют изъятые материалы на предмет «потенциального риска для национальной безопасности», который мог бы возникнуть, если бы документы, оставшиеся в распоряжении Трампа после его ухода с президентского поста, подверглись утечке.

Ранее NYT со ссылкой на источники в прокуратуре сообщала, что при обыске в Мар-а-Лаго было изъято около 300 секретных документов. По данным Wall Street Journal, это 11 комплектов документов с разным уровнем доступа — от конфиденциальных до совершенно секретных.

Сам Трамп при этом заявлял, что проводившие обыск агенты ФБР нарушали процедуру, поэтому он не может быть уверен в их непредвзятости. Экс-президент США прямо обвинил их в краже трех его паспортов, включая один с истекшим сроком действия.

Для Минюста США обыск Мар-а-Лаго стал результатом многомесячной кампании, направленной на возвращение оставшихся у Трампа секретных документов. До этого ведомство предприняло две неудачные попытки их вернуть.

Сначала министерство мотивировало свои действия необходимостью обеспечить безопасность документов, однако в итоге высказало подозрения в том, что команда Трампа скрывает что-то в связи с этими документами. Представители политика при этом последовательно заверяли о своей готовности к сотрудничеству.