Летчики Су-30, упавшего на жилой дом в Иркутске, могли погибнуть в воздухе из-за неисправной системы обеспечения кислородом, пишет 25 октября «Коммерсантъ». Однако точную причину будет установить сложно, потому что азот и кислород содержатся в обычном воздухе.

Всего, как отмечает газета, у следователей Восточного межрегионального следственного управления СКР на транспорте (ВМСУТ) три версии причин авиакатастрофы: отказ авиатехники, ошибка экипажа и потеря летчиками сознания из-за проблем с дыханием (официально СК озвучил только первые две версии).

Одним из вещдоков, которые свидетельствуют в пользу третьей версии, оказалась «унифицированная газоразрядная станция с медицинским кислородом», пишет «Ъ». По данным газеты, следователи хотят изучить пробы топлива и газа, а также провести судебно-медицинские экспертизы с телами погибших, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение.

«Коммерсантъ» уточняет, что под газоразрядной станцией следствие, судя по всему, подразумевало аппарат УГЗС-М-131, используемый на аэродромах для заправки кислородных систем самолетов. Каждая такая система должна обеспечить экипаж в полете кислородом без примесей, поэтому УГЗС перед использованием тщательно проверяется.

Главный критерий в такой проверке — документальное отсутствие азота, потому что в случае его подачи через дыхательную маску начнется «плавное угасание жизни», говорится в публикации. Из-за своих свойств азот используется в некоторых странах, где разрешена эвтаназия. Однако для экспертов выявить отравление этим газом очень сложно, потому что азот составляет около 78% атмосферного воздуха и не оставляет в теле никаких следов.

При этом опрошенные «Коммерсантом» специалисты считают, что, скорее всего, летчики потеряли сознание не из-за загрязнения кислорода примесями, а по причине недостатка или переизбытка кислорода, что могло произойти из-за неправильной работы подготавливающих дыхательную смесь систем самолета.

Если речь идет о нехватке кислорода (гипоксии), то в этом случае летчики могли бы опуститься до безопасной высоты, считают эксперты. Но если это была гипероксия (переизбыток кислорода), то вряд ли они были готовы, уверены собеседники газеты.

«Перенасыщение крови кислородом не позволяет ей полноценно выводить из организма углекислоту и квалифицируется профильной медициной как кислородное отравление. Его первые стадии — кашель и боль в груди — человек обычно не замечает, а вслед за ними сразу наступают уже судороги, потеря сознания, резкое падение давления и остановка сердца», — перечисляет проблемы при гипероксии «Коммерсантъ».

Крушение многоцелевого истребителя Су-30СМ произошло 23 октября. По предварительной версии, пишет «Ъ», летчики минимум за 30 минут до крушения уже были без сознания: руководитель полетов пытался с ними связаться, но безуспешно. Самолет, скорее всего, летел на автопилоте и во время полета резко спикировал вниз, разрушив при этом пустующий частный дом в пригороде Иркутска.

В Объединенной авиастроительной корпорации утверждают, что авиакатастрофа случилась во время приемо-сдаточного полета. СК завел уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

  • За несколько дней до инцидента в Иркутске, 17 октября, бомбардировщик Су-34 упал возле девятиэтажного жилого дома в городе Ейск Краснодарского края. В результате крушения погибли 15 человек, пострадали почти 30. ТАСС со ссылкой на источники сообщил, что причиной крушения Су-34 стало попадание в двигатели двух чаек.