Журналистка «Новой газеты» Елена Милашина, на которую 4 июля было совершено нападение в Грозном, заявила, что продолжит приезжать в Чечню. В частности, она намерена вернуться в чеченскую столицу, чтобы участвовать в расследовании в качестве потерпевшей. Об этом журналистка рассказала в интервью YouTube-проекту «Живой гвоздь».

«Это все пройдет — волосы отрастут, зеленка смоется. Я продолжу ездить в Чечню, хочет этого [глава Чечни Рамзан] Кадыров или не хочет. Это не обсуждается. Это не обсуждалось с 2006 года, 7 октября, когда убили [Анну] Политковскую», — сказала Милашина.

Как рассказала журналистка, люди, напавшие на нее и адвоката Александра Немова, сказали, что участвовали в предыдущем нападении на нее. На этом основании предыдущее нерасследованное дело о нападении необходимо объединить с новым, считает Милашина.

«Его расследовать очень легко, личности нападавших установить можно. Жаль, что меня не могут назначить руководителем следственной группы по нападению на меня — я бы с этим справилась. С другой стороны, мы сами все равно будем это делать. Я думаю возвращаться обратно, на место преступления, и участвовать в расследовании как потерпевшая», — рассказала она.

Комментируя заявление Кадырова, который поручил установить личности нападавших, сопроводив свое заявление словом «разберемся», Милашина заявила, что была бы не против получить извинения от чеченского лидера.

«Вот если бы он извинился, что на его территории, совершенно мирной, процветающей <…> такое вдруг произошло… Если бы он извинился хотя бы за это, то это было бы проявление хоть какой-то эмпатии. А здесь это «разберемся». Ну, пускай разбирается. Он на моей памяти разбирается не первый раз», — отметила журналистка.

  • После нападения на Милашину в Грозном, которое было совершено в феврале 2020 года, Кадыров в прямом эфире в инстаграме (принадлежит Meta*) сделал заявление в адрес журналистов «Новой газеты»: «В конце концов, надоело. Если вы хотите, чтобы мы совершили преступление и стали преступниками, то так и скажите. Один возьмет на себя этот груз ответственности и понесет по закону наказание. Посидит в тюрьме и выйдет». Позже он назвал Милашину и основателя «Комитета против пыток»** Игоря Каляпина «террористами, которые зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев».
  • После убийства Анны Политковской в 2006 году Кадыров призвал тщательно расследовать это преступление. В 2014 году по этому делу были приговорены к тюремным срокам пятеро человек, двое — к пожизненным. ЕСПЧ признал расследование неэффективным.
  • В 2009 году Кадыров взял под личный контроль расследование убийства правозащитницы и сотрудницы «Мемориала»*** в Грозном Натальи Эстемировой. «Я заявляю, что лично буду контролировать расследование этого преступления и для его раскрытия привлеку самые лучшие силы и ничего не пожалею, чтобы довести его до конца», — сказал тогда он. Двух основных фигурантов дела — боевика Алхазура Башаева и лидера «Имарата Кавказ» Доку Умарова — правоохранительные органы не нашли.

По словам Милашиной, больше всего в сложившейся ситуации ей обидно за чеченцев, потому что «они не варвары и не звери» и «не имеют к этому [нападению] никакого отношения».

«Весь народ могут ассоциировать с этим зверством. Это самое обидное последствие таких ситуаций», — отметила она.

  • 4 июля Елена Милашина и адвокат Александр Немов подверглись нападению в Чечне. Они приехали в Грозный на оглашение приговора Зареме Мусаевой, супруге экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева. У Милашиной диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, множественные переломы кистей рук и ушибы мягких тканей, у Немова — ножевое ранение, множество гематом и ушибов. По факту нападения возбуждено уголовное дело по двум статьям — об умышленном причинении вреда здоровью средней (ст. 112 УК) и легкой тяжести (ст. 115 УК).

*деятельность Meta по реализации Facebook и Instagram признана в России экстремистской и запрещена

**был признан иноагентом и самоликвидировался

***внесен Минюстом России в реестр иноагентов и ликвидирован решением Верховного суда России