В ночь на 20 июля сотни человек ворвались в шведское посольство в Багдаде и подожгли здание. Для разгона протестующих полиция применила электрошокеры и водометы. Что об этих событиях говорят в МИД Ирака и Швеции, и как отреагировали СМИ — в материале RTVI.

Протест в Багдаде был организован сторонниками влиятельного иракского священнослужителя Муктады ас-Садра после того, как шведская полиция разрешила провести возле посольства Ирака в Стокгольме акцию с сожжением Корана.

После поджога посольство Швеции в Багдаде приостановило свою работу.

«В связи с демонстрациями, которые прошли у диппредставительства Швеции [в Багдаде] 29 и 30 июня, а также 20 июля, посольство закрыто для посетителей до дальнейшего уведомления. Выдача паспортов и оформление экстренных документов приостановлены», — говорится на сайте управления посольствами скандинавского королевства.

Глава МИД Швеции Тобиас Биллстрем ранее говорил, что сотрудники посольства в безопасности, но иракские власти не выполнили своих обязанностей по защите посольства в соответствии с Венской конвенцией.

Министерство иностранных дел Ирака также «решительным образом осудило» инцидент с поджогом посольства. «Этот акт совершен в контексте нападения на дипломатические миссии и угрозы их безопасности», — говорится в заявлении ведомства в твиттере.

МИД подтвердил, что власти поручили органам безопасности срочно расследовать обстоятельства нападения на посольство и принять необходимые меры безопасности.

На события в Багдаде отрегировали и представители Министерства иностранных дел Нидерландов, заявив, что глубоко потрясены сообщениями о нападении на посольство.

«Дипломаты должны иметь возможность делать свою работу в безопасности. Насилие в отношении посольств совершенно недопустимо», — говорится в заявлении ведомства в твиттере.

Ali Jabar / AP

Что говорят СМИ

Арабская газета «Аз-Заман» отмечает, что акции сожжения Корана и подобные им «часто происходят в Швеции и других европейских странах по инициативе крайне правых». Они вызывают острую реакцию в исламском мире и международное осуждение, говорится в публикации.

Авторы статьи также отметили, что Муктады ас-Садра «неоднократно демонстрировал свою способность мобилизовать улицы в Ираке». По данным газеты, летом 2022 года его сторонники ворвались в иракский парламент и заседали там неделями, пока сам священнослужитель и политик спорил с другими шиитскими партиями о кандидатуре премьер-министра.

Источник телеканала «Аль-Джазира» в канцелярии премьер-министра Ирака отметил, что власти страны могут разорвать отношения со Швецией, если акция с сожжением Корана повторится в королевстве.

Шведские СМИ высказали мнение, что нападение на посольство — это не столько протест против сожжения Корана, сколько очередная демонстрация ас-Садром своих способностей организовать толпу.

«Он является соперником других шиитских лидеров в Ираке и видит в этом возможность продемонстрировать им свою мобилизационную силу», — сказала эксперт по Ближнему Востоку Битте Хаммаргрен новостной службе Шведского радио Ekot.

  • Здание посольства в Багдаде подвергается нападению не в первый раз. Протестующие атаковали дипмиссию 29 июня после того, как во время мусульманского праздника Курбан-Байрам, исповедующий христианство иммигрант из Ирака сжег Коран возле мечети в Стокгольме, предварительно получив разрешение полиции на проведение акции.
  • На Ближнем Востоке и за его пределами эта акция и особенно факт ее «легальности» вызвали возмущение. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган расценил это как «подлый акт» и исламофобию. Власти в России также осудили решение, шведского правительства: Госдума единогласно приняла проект постановления об оскорблении чувств верующих в Швеции, а президент Владимир Путин заявил, что «посягать на Коран в нашей стране является преступлением».
  • Аналогичная акция в январе 2023 годы была проведена ультраправым активистом возле посольства Турции в шведской столице. После этого Эрдоган пригрозил, что не одобрит заявку Швеции на вступление в НАТО. Тем не менее на недавнем саммите альянса в Вильнюсе генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что вопрос со шведской заявкой будет решен положительно.