В связи с участившимися атаками беспилотников на российские регионы Госдума сможет экстренно разрабатывать законопроекты, связанные с регулированием полетов дронов. Об этом сообщил в программе «Что это было?!» на RTVI председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. Он также рассказал, как относится к жалобам на интернет-контент и «непатриотичные» высказывания артистов, и высказался о перспективе запрета однополых отношений в России.

Об атаках беспилотников

Беспилотники сегодня — одно из «основных действующих лиц боевых действий», в том числе террористических. При этом сейчас в российских законах не прописано, что такое беспилотник, кто регулирует их оборот и несет за это ответственность. Не прописаны и правила использования антидроновых средств, которые находятся в частных руках.

18 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит силовым ведомствам и ведомственной охране сбивать дроны не только в воздухе, но также в воде и на земле. Однако, по словам Хинштейна, «и это не панацея». В связи с этим в конце мая Госдума одобрила предложение четырех комитетов о создании рабочей группы по разработке в экстренном порядке законодательства, регулирующего беспилотники не только в воздушной сфере, рассказал Хинштейн.

Это в том числе позволит решить проблему защищенности объектов, которые не включены в перечень ВГО — важных государственных объектов. К ним относятся объекты информационной инфраструктуры, некоторые предприятия топливно-энергетического комплекса и промышленности, пояснил Хинштейн.

Предприятия, которые относятся к категории особо опасных, сейчас охраняются войсками Росгвардии или ведомственных организаций. Силовики по действующему закону наделены полномочиями защищать такие объекты от атак БПЛА с воздуха. Новый законопроект позволит защитить их с земли и с воды, уточнил депутат.

Комментируя атаку дронов на Москву 30 мая, депутат усомнился, что они запускались с территории Украины. Целью атаки, по его мнению, было не нанесение «ракетно-бомбовых ударов по объектам инфраструктуры жизнедеятельности», а создание у людей чувства «незащищенности, страха, тревоги, паники».

О делах против артистов про дискредитацию российской армии

По мнению Хинштейна, российские знаменитости имеют право на мнение, которое не совпадает с государственной позицией, но в этом случае им должен быть закрыт доступ на государственные площадки.

«Если у человека есть своя позиция, но она не соотносится с позицией государства и большинства в обществе, — это его право, если он не выходит за рамки закона. Но тогда этот человек не должен зарабатывать за счет государства. Он не должен выступать, например, на площадках государственных театров», — пояснил депутат.

К выступлениям на коммерческих площадках это не относится. «Никто же не говорит, что они должны с голоду умереть», — отметил Хинштейн. Он также напомнил, что лично добился отмены спектакля в одном из московских государственных театров с участием актрисы Юлии Ауг, которая «уехала в Эстонию и отметилась целым рядом заявлений».

О доносах и цензуре

Хинштейн отказался считать доносами жалобы представителей Лиги безопасного интернета под руководством Екатерины Мизулиной и главы «Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией» Виталия Бородина на различный интернет-контент и высказывания артистов.

«Если общественники реагируют на какие-то вещи и делают это еще и открыто, не анонимки пишут, а ставят свою фамилию, то это свидетельство не стукачества, не доносительства и не паранойи 37-го года, а это свидетельство, наоборот, гражданского общества», — заявил Хинштейн.

Он привел в пример Германию и Сингапур, где люди «воспринимают государство как общий дом» и в случае правонарушений обращаются в органы.

«С точки зрения какой-то части нашего общества, по прежнему живущего в парадигме решеток ГУЛАГа, это стукачество. С моей точки зрения, это хорошо <…>», ― сказал Хинштейн. Он также отметил, что не каждая жалоба Лиги безопасного интернета и Бородина приводит к каким-либо последствиям. Также Хинштейн не согласился с тем, что в России по факту действует военная цензура, и добавил, что она может быть введена «только в условиях военного положения».

О «пропаганде ЛГБТ» и запрете на однополые отношения

Книжные издательства, которые жалуются на непонимание правоприменительной практики законодательства о запрете «пропаганды ЛГБТ», лукавят и занимаются «тонким троллингом», считает Александр Хинштейн.

По мнению депутата, разговоры о том, подпадает ли под действие закона о запрете «ЛГБТ-пропаганды» классическая литература, — это попытка «высмеять важнейшую и серьезнейшую тему, вывести ее на другой уровень, перевернуть, сделать из этого какое-то шоу».

Хинштейн задался вопросом, почему в последние годы некоторые издательства, например Popcorn Books, начали массово выпускать книги для подростков «откровенно ЛГБТ-пропагандистской направленности».

«Знаете, я не сторонник конспирологии, я считаю себя достаточно здравым и трезвым человеком. Но здесь у меня возникают какие-то мысли, ощущения, что это всё не просто так», — сказал депутат.

Издательство Popcorn Books изначально было совместным проектом книжного сервиса Bookmate* и издательства Individuum. В октябре 2022 года Минюст России внес ЗАО «Букмейт Лимитед»*, его управляющего директора Андрея Баева* и директора по маркетингу Алексея Докучаева* в реестр «иностранных агентов».

В январе 2023 года на Popcorn Books составили первый на тот момент в России административный протокол о «пропаганде ЛГБТ» среди всех возрастов.

Хинштейн отметил, что запрет «пропаганды ЛГБТ» поддержало «абсолютное большинство» россиян, поскольку «это вопрос выживания» и «выбор будущего, потому что однополые браки, увы, физиологически не могут иметь потомство». При этом депутат отверг даже «гипотетическую возможность» законодательного запрета однополых отношений в целом.

«Это право человека, на который никто, я уверен, не собирается покушаться. Мы проходили это в нашей истории. Ну и, собственно, ничего, на мой взгляд, хорошего в этом нет», — сказал Хинштейн.

* внесен Минюстом России в реестр иноагентов