В ночь на 22 сентября Россия и Украина обменялись пленными. Киев передал Москве чуть более 50 российских военных, а также бывшего украинского нардепа и лидера ныне запрещенной украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука. Москва, в свою очередь, передала 215 человек, половина из которых — бойцы полка «Азов»*. RTVI рассказывает, как российские депутаты и военкоры отреагировали на обмен пленных «азовцев»*.

«К тому, что мы обмениваем явных преступников, я отношусь спокойно»

Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия — За правду» Анатолий Вассерман, который ранее призывал запретить обменивать бойцов полка «Азов»*, сказал RTVI, что считает случившийся обмен оправданным.

«Я очень хорошо отношусь к тому, что вытащили наших солдат. К тому, что мы обмениваем явных преступников, я отношусь более-менее спокойно, поскольку после полной ликвидации «террористической организации Украина», всех ее членов, в том числе и тех, кто сейчас временно освобожден, мы все равно осудим», — отметил парламентарий.

При этом к обмену Медведчука Вассерман относится равнодушно. «Что касается того, что в нагрузку к нашим пленным нам подсунули еще и Медведчука — так тут все понятно. Подсунули его для того, чтобы поднять истерику на тему: «вот, мол, Путин своего кума вытащил, а до остальных ему дела нет». До остальных ему как раз дело есть. Вытаскивали мы именно своих. Для нас [Медведчук] ни холоден и ни горяч», — подчеркнул депутат.

По мнению Вассермана, Киев специально решил передать Москве Медведчука в тот момент, когда в России объявили частичную мобилизацию.

21 сентября президент России Владимир Путин объявил в стране частичную военную мобилизацию. По его словам, призыву на военную службу в рамках мобилизации подлежат граждане, которые в настоящий момент состоят в запасе, и прежде всего те, кто проходили службу в рядах вооруженных сил, имеют определенные военно-учетные специальности и соответствующий опыт.

«Смысл этой психологической диверсии достаточно очевиден, чтобы не обращать на нее внимание. Идет война, в том числе и психологическая война, и, естественно, наш противник сделал ответный ход. Противник оттягивал этот обмен до времени, когда может использовать его для причинения нам хоть какого-то вреда», — уверен Вассермана.

Военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный счел верным решением обменять пленных, поскольку, по его мнению, жизни солдат важнее «имиджевых потерь».

«Такие переговоры любят тишину. И государство имеет право не информировать общественность о ходе этих переговоров. <…> Я не раз говорил, чтобы вытащить наших парней из ада, можно менять их хоть [на] черта лысого. <…> И плевать на имиджевые потери. Хотя при определенных подходах и этих потерь можно было бы избежать. В украинском плену людей ломают в прямом смысле, забивают до смерти, месят в кровавую юшку», — написал Поддубный.

Похожее мнение высказал военкор «Комсомольской правды» Александр Коц. «Наших героев надо возвращать домой любыми путями. Но информационно отыгрывать так, чтобы страна гордилась их возвращением», — считает он.

«Насрали прямо на голову»

Военкор ВГТРК Андрей Руденко, негативно оценивший обмен Медведчука на «азовцев»*, высказался лаконично.

«Ощущение, что хером поводили», — написал он в своем Telegram-канале.

Позже Руденко добавил: «Авторитетные личности уверяют, что так надо. Видимо да. Не нам убогим в этом понимать».

Бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) в своем телеграм-канале назвал произошедший обмен «предательством», в котором обвинил командира батальона «Восток» Александра Ходаковского. По мнению Стрелкова, было ошибкой обменивать Медведчука в тот момент, когда в России объявили частичную мобилизацию.

«Освобождение всего командного состава полка «Азов»* — лишнее свидетельство того, что и это предательство, в котором участвовал (на начальном этапе) Ходаковский — успешно доведено до конца. <…> Это хуже, чем преступление, и хуже, чем ошибка. Это — непроходимая глупость. Или — откровенное вредительство», — написал он.

«Сделать это хотя-бы за пару дней до указа президента до мобилизации было, по всей видимости, нельзя. Знаете, как это выглядит? — А так: вышли к народу, призвали «постоять за Землю Русскую», <…> а потом тем, кто откликнулся, — насрали прямо на голову. Открыто, глумливо, со смешками и прибаутками. Никак иначе лично я такое «миротворчество» в день объявления мобилизации воспринимать не могу», — уверен Стрелков.

После того, как появилась информация об обмене пленными, замминистра информации ДНР Даниил Безсонов высказал в своем телеграм-канале мнение, что информационное обеспечение тех или иных событий «может мотивировать солдат сражаться, давать им нужные смыслы для борьбы, смыслы важнее жизни, или, наоборот, — отнять эти смыслы и демотивировать».

«Я даже слышал мнение от некоторых официальных лиц, что мы проиграли информационку и смысла в ней нет, нам там ловить нечего, поэтому нужно всё внимание уделить реальной войне. С таким подходом у нас не будет реальности. Ничего не будет», — считает Безсонов.

«Не спрашивайте меня, дорогие мои, по поводу обмена. Я не буду это комментировать. Единственное, о чём я попрошу наших бойцов, это не брать больше в плен украинских нацистов НИКОГДА. Знайте, пленный нацист это — свободный нацист», — написал телеграм-канал «Zаписки Vетерана» (около 200 тыс. подписчиков).

Ведущая программы «60 минут» на телеканале «Россия-1» Ольга Скабеева после появления информации об обмене пленными написала в своем телеграм-канале, что «русских героев нужно достойно встречать». «Чтобы флаги, цветы, караул. А не фото на темном аэродроме; и то со спины. Своими героями нужно гордиться! Наконец-то вы дома, мужики. Мы вас ждали!» — говорится в ее посте.

  • Украинская сторона утверждала, что Киев выдал 50 пленных, в том числе Виктора Медведчука, а Москва — 215 пленных (эту цифру подтвердил глава ДНР Денис Пушилин). В число переданных украинцев вошли командиры полка «Азов»* Денис Прокопенко («Редис») и Святослав Паламара («Калина»). По словам главы Офиса украинского президента Андрея Ермака, всего Украине передали 108 бойцов «Азова»*.
  • Российское Минобороны подтвердило возвращение из украинского плена 55 военных России, ДНР и ЛНР. Все военные были доставлены в Россию военным самолетом, сейчас они находятся в медицинских учреждениях ведомства и им оказывают медицинскую и психологическую помощь. Глава ДНР Денис Пушилин, в свою очередь, подтвердил освобождение из плена Медведчука.
  • 29 июня между Россией и Украиной также произошел обмен пленными: по 144 человека с каждой стороны. При этом со стороны Украины из 144 освобожденных бойцов 95 были военными, которые сдались в плен на комбинате «Азовсталь», и среди них — 43 военнослужащих полка «Азов»*.

* признан в России террористической организацией и запрещен