Решение суда по делу отца-одиночки Алексея Москалева, приговоренного к двум годам колонии по делу о повторной «дискредитации» армии, вызвало резонанс среди официальных лиц в России и за рубежом. RTVI собрал высказывания политиков и общественных деятелей о громком деле.

28 марта Ефремовский районный суд Тульской области приговорил Алексея Москалева отца школьницы, которая нарисовала антивоенный рисунок, — к двум годам колонии по делу о «дискредитации» армии из-за комментариев в социальных сетях. Перед оглашением приговора стало известно, что обвиняемый сбежал из-под домашнего ареста. Бывший редактор Первого канала Марина Овсянникова заявила, что мужчина находится «в надежных руках». Адвокат Дмитрий Захватов опубликовал по просьбе Москалева письмо его дочери, которая находится в приюте. В письме девочка называет отца своим героем, просит его не сдаваться и пишет, что «все, что ты делаешь, правильно».

Официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано призвал Россию «соблюдать свою Конституцию и международные обязательства, а не наказывать детей и родителей по политическим причинам».

«Двухлетний приговор суда в отношении Алексея Москалева за рисунок его дочери в поддержку мира и ее отправка в приют — совершенно позорный поступок», — написал он в своем аккаунте в твиттере.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле тоже интересовались причинами дела Алексея Москалева. Однако за дальнейшими комментариями он предложил обратиться в органы опеки.

«Там на самом деле в истории с ребенком дело совсем в другом. Действительно очень плачевное с выполнением родительских обязанностей и с обеспечиванием проживания ребенка. Я вам рекомендую обратиться в органы опеки. Они вам расскажут когда эта история началась. Она давняя совсем», — сказал Песков.

Представитель Кремля подчеркнул, что не может вдаваться в подробности, «но там все гораздо сложнее, не так все прямолинейно».

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних Тульской области, которое публиковал телеграм-канал «Осторожно, новости», значились формальные причины для отправки дочери Алексея Москалева в приют. В частности, неудовлетворительные оценки девочки по некоторым предметам в школе, а также то, что отец якобы не интересуется успеваемостью дочери, не посещает родительские собрания, не идет на контакт с педагогами и «негативно влияет на духовно-нравственное воспитание дочери».

Также в постановлении сказано, что семью Москалевых в мае 2022 года поставили на профилактический учет из-за «ненадлежащего исполнения родительских обязанностей» отцом. Супруга мужчины более семи лет не живет с дочерью и «не изъявила желания приехать» к ней, когда ее известили о преследовании бывшего мужа. В связи с этим еще в начале марта девочку поместили в социальное учреждение.

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина обратилась к детскому омбудсмену Марии Львовой-Беловой с просьбой оказать содействие в передаче дочери Алексея Москалева родственникам на воспитание. Парламентарий попросила уполномоченного по правам ребенка «взять судьбу» подростка «под личный контроль, принять участие в судебном заседании в защиту интересов ребенка, предпринять меры, направленные на обеспечение возможности воспитания девочки ее матерью или иными родственниками, а также сделать все возможное, чтобы ребенок не остался без внимания близких родственников», передает «Интерфакс».

На момент выхода этой публикации в аппарате уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой не ответили на запросы RTVI.

В связи с приговором Алексею Москалеву в парламентской партии «Новые люди» задались вопросом о том, «туда ли идет наша страна».

«Теперь Алексея Москалева ищут полиция и Росгвардия огромным числом личного состава, чтобы отправить за решетку. И ни на одном этапе даже не возникает вопроса: чем мы вообще занимаемся? <…> Чиновники любят говорить, что семья и дети — это святое. И показывают пальцем в сторону Запада: смотрите, у них ювенальная юстиция, детей отнимают у родителей. Но разве сейчас Ефремовский суд не занимается тем же самым? Или это снова «другое»?», — говорится в публикации в телеграм-канале партии.

«Новые люди» подчеркнули, что не призывают давать оценку действиям Алексея Москалева, но предлагают «отнестись к ситуации по-человечески с точки зрения здравого смысла». Вопросы подобного характера, по мнению членов партии, «стоит решать диалогом, а не тюрьмой».

Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный в своем телеграм-канале также назвал приговор Алексею Москалеву «семейной трагедией, которую сложно оправдать тяжестью совершенного проступка или объективной необходимостью». И Куринный, и «Новые люди» отметили, что решение ефремовского суда — «хороший повод для антироссийской пропаганды».

«Что это: эксцесс исполнителя, желание выслужится со стороны конкретных должностных лиц или намеренный системный сигнал всему обществу? Если последнее, то это неправильно с точки зрения элементарного гуманизма. Семья и дети — должны быть на первом месте. Надеюсь на здравый смысл и позицию вышестоящего суда», — написал Куринный.

За Алексея Москалева заступился также основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Его пресс-служба опубликовала письмо «Лиги защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» прокурору Тульской области Александру Грицаенко за подписью директора организации Андрея Трошева, Евгения Пригожина и командира ЧВК «Вагнер» Дмитрия Уткина.

«Мы считаем вынесенный Алексею Москалеву приговор несправедливым, особенно ввиду того, что его дочь будет вынуждена расти в приюте», — говорится в обращении.

Авторы письма попросили прокурора проверить законность приговора и допустить к делу адвокатов «Лиги защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов», чтобы те представляли сторону защиты.

В письме также подчеркивается, что Москалев воспитывал дочь без супруги, а после его ареста 13-летнюю девочку передали в одно из социальных учреждений Ефремова. Ситуацию, в которой дети, оставшись без родителей, попадают в детские дома, авторы обращения назвали «большой трагедией для России и будущего нашей страны».

Член Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» выразила надежду на то, что после публичной огласки суд может вынести оправдательный приговор.

«На сегодняшний день мне также очевидно, что теперь в другом направлении развиваться будут события. Скорее всего, отца оправдают — есть на то все основания. Все уже осознали, что разрушать семью по таким основаниям — это было не просто провокацией, а дикостью. Сейчас самое главное, конечно, как можно скорее вернуть ребенка. Мы не понимаем, где папа, потому что со вчерашнего дня его ищут. Я очень надеюсь, когда его найдут, никаких мер к нему применено не будет и его не посадят в СИЗО. Надеемся, что в кратчайшие сроки весь конфликт этот будет улажен, ребенок останется с отцом, и судебное решение будет отменено».