31 марта президент России Владимир Путин подписал указ о правилах торговли газом с «недружественными странами». Для чего было принято такое решение, как оно отразится на курсе рубля и чем грозит обеим сторонам — в материале RTVI.

Чего добивается Россия

Экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец рассказала RTVI, что целью перехода на рубли, в первую очередь, стал уход от использования иностранной платежной инфраструктуры.

Чтобы избежать ситуации, когда газ поставлен, за него уплачено в евро, а евро остались на счетах в недружественных банках и заблокированы. Теперь только Газпромбанк. А в остальном все остается так же.

По ее словам, технически такой переход позволяет обеим сторонам сохранить лицо и решить проблему санкционных рисков, связанных со счетами.

«Посмотрим, с какой скоростью их будут обсуждать европейские покупатели российского газа, насколько это приемлемо. На мой взгляд, схема приемлемая, остальное — это уже политическое решение в большой степени», — пояснила она.

Аналогичного мнения придерживается и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

По его словам, основная идея новой схемы оплаты за газ в том, чтобы разделить валюту контракта и валюту осуществления платежа.

хранилище Газпрома в Редене

Фотография: Mohssen Assanimoghaddam / Picture Alliance via Getty Images

Это компромисс, который позволяет обеим сторонам сохранить лицо. И продолжить торговлю, потому что очевидно, что торговлей заинтересованы обе стороны.

Митрахович пояснил RTVI, что Европе нужен газ, чтобы не скатиться в кризис с остановленной химической, металургической промышленностью и значительной частью машиностроения.

Какие есть риски для сторон

Донец отметила, что гипотетически никто ничего не теряет, и вряд ли новые правила повлияют на стоимость исполнения контрактов.

Они в евро предоставляют, евро сразу конвертируются Газпромбанком на бирже и возвращаются «Газпрому». По идее, на расходы европейских покупателей это не влияет. Тут могут быть какие-то соображения из разряда каких-то манипуляций с курсом, но это все надумано, на мой взгляд.

Скажется ли на курсе рубля

«На курсе рубля это не должно сказаться. Есть конверсия, только «Газпром» получает евро, приходит на рынок и конвертирует на бирже. <…> А сейчас то же самое, только заранее: приходит покупатель, дает деньги Газпромбанку, Газпромбанк евро приносит на этот же самый рынок, конвертирует из евро в рубли и возвращает «Газпрому» в рублях. То есть разницы почти никакой, кроме того, что раньше «Газпром» мог конвертировать только 80%, а теперь будут конвертироваться все 100%. Но «Газпром» и раньше мог конвертировать больше 80%, а во-вторых, он и сейчас может получать рубли и часть из них обратно конвертировать в евро», — отметила Донец.

Газпромбанк

Фотография: Владимир Гердо / ТАСС

Она пояснила, что сильные изменения для рубля могут произойти, если газовые поставки прекратятся, снизятся, или цена на газ изменится.

До введения этого положения был риск, что «Газпром» получит свою оплату, и она будет начислена в какой-нибудь Deutsche Bank, и вот на моменте, когда Deutsche Bank еще не перевел в Газпромбанк, эти деньги арестуют.

«Или, наоборот, Deutsche Bank перенесет деньги в Газпромбанк и Газпромбанк заморозят, введут блокирующие санкции. И бедный «Газпром» останется и без газа, который он уже поставил, и без денег», — предположила Донец.

По ее словам, текущая схема говорит: единственный платежный агент — Газпромбанк.

«Это значит, что пока вы хотите получать наш газ, Газпромбанк под санкциями не будет. Был ли на самом деле риск, что европейцы на самом деле получат газ, потратят его и при этом заморозят средства, которые они сами заплатили за этот газ? Для меня это гипотетический риск», — пояснила Донец.

По ее словам, новые правила торговли также совершено приемлемы для западных стран, и нет каких-то необычных эффектов. «Но тут уже включается политический момент: почему только Газпромбанк? Может, вы наши средства там заморозите? Эти рассуждения симметричные с двух сторон. Но в положении прописано, что замораживать эти деньги нельзя», — подчеркнула экономист.

Получится ли отказаться от доллара

Станислав Митрахович пояснил, что новая схема оплаты за газ фундаментально не отменяет того факта, что определение цены на сырьевые товары все равно происходит в долларах.

Так выстроена международная финансовая структура со времен Войны Судного дня .

Эксперт отметил, что такая структура существует уже 50 лет, но скоро от нее будут отходить.

«Вот, допустим, есть хаб в Нидерландах, на нем цена определяется все равно в долларах, а если евро — то евро просто пересчитывается из долларов. И есть долгосрочные контракты «Газпрома», в которых есть спотовая индексация. Получается, что та цена, которая определилась в долларах на споте, перетекает в долгосрочные контракты «Газпрома». Просто платеж идет в рублях, но цена все равно была определена в долларах», — пояснил Митрахович.

Он отметил, что идея фундаментального отказа от доллара имеет долгосрочные перспективы.

«Сейчас российская делегация Центрального банка едет в Индию, чтобы подписать документы, как можно платить в рупиях и без SWIFT. Это решается постепенно. Саудовская Аравия планирует продавать часть нефти в Китай за юани. «Газпромнефть» российская уже давно продает нефть в Китай за юани. Есть варианты, но не так это все просто и быстро делается», — подчеркнул эксперт.

Новые правила торговли газом

31 марта президент России Владимир Путин подписал указ о правилах торговли газом с «недружественными странами». На фоне заявления российского лидера стоимость газа на бирже в Европе дошла почти до $1 450.

По словам Путина, Россия предлагает «понятную и прозрачную схему» оплаты газа. Согласно новым правилам, которые вступят в силу 1 апреля, «недружественные страны» должны будут открыть рублевые счета в Газпромбанке для оплаты газа.

Если покупатели топлива из таких стран откажутся платить за него в рублях, Россия будет считать это «неисполнением обязательств со стороны покупателя со всеми вытекающими последствиями». В таком случае действующие контракты будут остановлены. По словам Путина, «нам никто ничего бесплатно не продает», поэтому Россия «тоже не собирается заниматься благотворительностью».

Газ на плите

Фотография: Torri Leo / AGF via Getty Images

Президент пояснил, что для России не имеет смысла использовать валюты «недружественных стран», тогда как их финансовая система «используется как оружие». Компании из этих государств, добавил Путин, «отказываются исполнять контракты с российскими банками, предприятиями и физлицами», в то время как активы ЦБ подвергаются заморозке.

Как выглядит схема оплаты

1. Европейский импортер открывает в Газпромбанке два специальных счета: валютный и рублевый. А затем перечисляет деньги за купленный газ в евро на свой валютный спецсчет в Газпромбанке.

2. Газпромбанк продает эти евро на Мосбирже и перечисляет полученные за валюту рубли на рублевый счет европейской компании в Газпромбанке.

3. С рублевого счета европейского покупателя рубли переводятся на рублевый счет продавца — «Газпрома».

Рублевые расчеты

Владимир Путин 23 марта поручил проработать механизмы приема оплаты за поставки газа европейским странам. По его словам, такая мера должна быть введена в отношении «недружественных» государств, власти которых ввели против России санкции.

Также Путин пояснил, что контрагентам будут созданы условия для закупки рублей на внутрироссийском рынке, а поставки продолжатся с сохранением ценовых и количественных параметров, зафиксированных в контрактах. «Российская Федерация дорожит своей репутацией», — подчеркнул глава государства.

Реакция Запада

Комментируя заявления Путина, министр экономики ФРГ Роберт Хабек 28 марта сказал, что страны «большой семерки» не намерены оплачивать поставки российского газа рублями. По его словам, члены G7 договорились, что выдвинутое Москвой требование противоречит условиям ранее заключенных договоров и, следовательно, не является обязательным для исполнения.

Официальный представитель Европейской комиссии Эрик Мамер 29 марта также отметил, что Евросоюз участвовал в обсуждении группой стран «большой семерки» вопроса об оплате российского газа в рублях и присоединяется к решению G7.