Советский районный суд Владивостока отменил решение Минюста причислить к иностранным агентам приморского журналиста Даниила Губарева*. Об этом сообщила «Медиазона»* 18 июля со ссылкой на адвоката Сергея Валиулина. Журналист пока остается в реестре, пометки о его исключении там нет.

Губарева* признали иноагентом в марте 2023 года. Как объяснял Минюст, журналист «распространял для неограниченного круга лиц материалы, созданные иностранными агентами». Также ведомство отмечало, что он живет за границей.

Это единственное такое судебное решение по физическому лицу после ужесточения закона об иноагентах и появления их единого реестра 1 декабря 2022 года.

Как отмечает «Медиазона»*, ранее суд только однажды признал незаконным присвоение статуса иноагента организации — петербургскому фонду «Гуманитарное действие», помогающему ВИЧ-инфицированным. Фонд был исключен из списка в сентябре 2022 года.

В октябре 2022 года Минюст объявил об исключении из реестра иноагентов журналиста Владимира Воронова «в связи с отсутствием финансирования от иностранных источников в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении из реестра». Воронов пробыл в этом списке около полугода — с апреля 2022-го.

Тогда же, в апреле 2022-го, Минюст впервые исключил из иноагентов физических лиц — Аркадия Любарева и Людмилу Кузьмину — координаторов общественного движения «Голос»*, которое и само признано иноагентом. Активисты числились в списке с сентября 2021 года.

Статус «иноагента» в России ввели в 2012 году после принятия поправок к закону о некоммерческих организациях. До 2014 года в списке была только одна организация. К концу 2014-го перечень «иноагентов» расширился до 30-ти. В 2015-м — вырос почти втрое. С 2021 года Минюст внес в список больше 420 имен и наименований.

Согласно Минюсту, исключить человека или организацию из реестра иноагентов можно по следующим основаниям:

  • прекращение деятельности юрлица или общественного объединения;
  • смерть физического лица;
  • решение уполномоченного органа по итогам внеплановой проверки.

При этом физические лица, впервые попавшие в список, могут подать заявление, чтобы их оттуда исключили. При этом они должны представить доказательства, что причин, из-за которых их туда внесли, больше нет, информирует ведомство.

С 2022 года, когда реестр иноагентов стал активно пополняться, многие оспаривали решение Минюста, в том числе через суды. Добиться исключения удалось единицам. С начала 2023 года, например, в реестр внесли больше 120 лиц и организаций и только девять участников списка были оттуда исключены.

*включены Минюстом в реестр иноагентов