Специальные группы 19 апреля начали штурм металлургического комбината «Азовсталь» в украинском Мариуполе, битва за который идет с первых дней военной операции. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» заявил официальный представитель народной милиции Донецкой Народной Республики Эдуард Басурин. Одновременно Минобороны России заявило о готовности объявить режим тишины, чтобы защищающие завод силы могли добровольно сложить оружие и сдаться. О том, что известно на утро 19 апреля, — в материале RTVI.

«Насколько мне известно, частично штурмовые группы, которые были специально подобраны для штурма данного объекта, уже приступили к своей работе, в этом хорошо нам помогает Российская Федерация — это авиация и артиллерия», — цитирует заявление Басурина агентство «Интерфакс».

Представитель народной милиции ДНР добавил, что по имеющейся у него информации, гражданских лиц на «Азовстали» нет. Информацию об их наличии он назвал «вбросом со стороны Украины».

«Вброс любой, который бы помог им [украинским военным] выжить, я думаю, они будут использовать всегда. Девочка, мальчик, жена, женщина, бабушка — для них это будет предлог, чтобы прекратился обстрел территории и никто не штурмовал данный объект. Я думаю, все сделано ради этого», — добавил Басурин.

Этой же точки зрения придерживается и российское министерство обороны. В сообщении ведомства от 19 апреля утверждается, что об отсутствии гражданских говорили, в частности, захваченные в плен украинские бойцы.

«Зеленский в своем недавнем интервью украинским медиа не упоминал о мирных жителях на “Азовстали” — только об украинских военных», — добавило Минобороны России.

Главный очаг сопротивления в Мариуполе

Металлургический комплекс «Азовсталь» остается главным очагом сопротивления украинских сил в Мариуполе, который уже почти полностью перешел под контроль России. Официальный представитель российского Минобороны Игорь Конашенков говорил 16 апреля, что на территории завода оборону держат до 2 500 украинских силовиков, включая военнослужащих ВСУ, бойцов националистического полка «Азов»* и иностранных наемников.

«Вся городская территория Мариуполя полностью зачищена от боевиков нацистского формирования “Азов”*, иностранных наемников и украинских войск. Остатки украинской группировки в настоящий момент полностью заблокированы на территории металлургического комбината «Азовсталь». Единственный их шанс спасти свои жизни — добровольно сложить оружие и сдаться», — говорил Конашенков.

На следующий день, 17 апреля, военное ведомство повторило призыв к украинским солдатам сдаться.

«Еще раз призываем официальные власти Киева проявить благоразумие, отдать соответствующие указания боевикам о прекращении бессмысленного сопротивления и выходе из очага сопротивления. Но, понимая, что таких распоряжений и команд от киевских властей они не получат, призываем их самостоятельно принять такое решение и сложить оружие», — говорится в заявлении Межведомственного координационного штаба Российской Федерации по гуманитарному реагированию.

Уже после сообщения о начале штурма спецгруппами, 19 апреля, министерство обороны в очередной раз обратилось к защитникам заводам с тем же предложением.

«Учитывая катастрофическое положение, сложившееся на металлургическом комбинате «Азовсталь», а также руководствуясь чисто гуманными принципами, Вооруженные силы России в очередной раз предлагают боевикам националистических батальонов и иностранным наемникам с 12:00 мск 19 апреля 2022 года прекратить любые боевые действия и сложить оружие», — заявил начальник Национального центра управления обороной России генерал-полковник Михаил Мизинцев.

Офицер уточнил, что российская сторона предлагает с 13:00 мск установить связь для обмена данными, после чего объявить режим тишины для выхода с «Азовстали» украинских подразделений и иностранных наемников без оружия и боеприпасов. О штурме спецгруппами Мизинцев ничего не сказал.

В беседе с РИА Новости советник главы правительства ДНР Ян Гагин указывал, что войска Украины не имеют шансов прорваться в Мариуполь и деблокировать «Азовсталь». Он уточнял, что для этого украинским военным пришлось бы преодолевать почти 100 км открытого пространства, а «на марше подобные силы достаточно легко разбить на такой открытой местности. Тем более, что небо сейчас в руках российской авиации».

При этом штурм завода российскими и пророссийскими силами он также оценивал как крайне сложную задачу, поскольку «Азовсталь» — это огромный комплекс с подземными коммуникациями.

«Его площадь можно соизмерять с еще одним городом, с еще одним Мариуполем, со своими коммуникациями, с дорогами и подземельями. То есть сам объект строился еще в советское время с учетом возможностей как раз в том числе и бомбежки, и блокады, и даже некоторые сооружения рассчитаны на ядерный удар», — пояснял Гагин.

Отдельно представитель ДНР указывал на наличие подземных ходов, которые связывают металлургический комплекс «с другими такими же объектами Мариуполя». Также он подчеркивал, что защитники объекта хорошо вооружены.

«Поэтому операция идет достаточно медленно, на первый взгляд, но, с другой стороны, надо понимать, что мы не можем рисковать живой силой, людьми. Поэтому постоянно идут артиллерийские дуэли на территории самого предприятия», — говорил Гагин.

Командир батальона «Восток» Народной милиции ДНР Александр Ходаковский 18 апреля опубликовал видео бомбежки завода со следующим текстом: «На видео — работа авиации, даже в километре от попадания взрывной волной толкает ощутимо. Это падает им на головы, и шансов нет — только поднимать руки. Мы их давим, сгоняем постепенно в кучу, но у нас нет выбора: либо мы, либо авиация и артиллерия — и они. Лучше сдавайтесь».

17 апреля «Комсомольская правда» написала со ссылкой на источники, что Россия готова применить для взятия «Азовстали» термобарические снаряды. Как утверждает издание, они «очень хорошо зарекомендовали себя в Сирии в борьбе с террористами, которые скрывались в катакомбах».

«Всю площадь завода сначала разобъют фугасными авиационными бомбами ФАБ-3000, которые сбросят дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3. Такие бомбы нарушат целостность подвальных помещений. А потом врага начнут выжигать термобарическими зарядами из ТОС-1А «Солнцепек»», – заявила газета.

Борьба за Мариуполь

Боевые действия в Мариуполе — некогда одном из крупнейших городов Донецкой области Украины — начались практически с самого начала российской спецоперации, причем уже 3 марта министерство обороны России предупреждало о том, что в городе назревает гуманитарная катастрофа.

Стратегическая важность Мариуполя объясняется тем, что установление контроля над ним (вкупе с Мелитополем и Херсоном) позволит российским военным создать сухопутный мост на Крымский полуостров.

18 марта Минобороны России сообщило, что бои идут в центральных районах города. 8 апреля глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что вооруженные силы России взяли под контроль 98% территории города. В своих публикациях в Telegram он неоднократно говорил об успехах в штурме и призывал украинские силы к сдаче, угрожая в противном случае уничтожением. 11 апреля Басурин сообщил о зачистке порта Мариуполя.

17 апреля в интервью CNN президент Украины Владимир Зеленский предупредил, что уничтожение оставшихся в Мариуполе украинских военных может «поставить точку» в мирных переговорах с Россией. Глава государства подчеркнул, что не исключает возможности продолжать переговоры с Россией, но, по его мнению, «Буча, Бородянка, Мариуполь — закрывают возможности диалога».

«Мариуполь — это как десять Бородянок [один из городов, взятых российскими военными и оставленных в ходе переговоров], и я хочу сказать, что уничтожение наших военных, наших ребят, может поставить точку на всех переговорах. Глухой угол — потому что мы не торгуем территориями и украинскими людьми. И чем больше будет Бородянок, тем будет сложнее», — сказал Зеленский.

18 апреля заместитель генерального секретаря ООН Мартин Гриффитс заявил на брифинге для прессы, что украинские власти готовы сформировать контактную группу для координации с Россией по вопросам создания гуманитарных коридоров и прекращения огня.

* батальон «Азов» признан экстремистским и запрещен на территории России