Дефолт России будет «искусственным», поэтому страна должна использовать все правовые возможности его оспорить. Такое мнение высказал депутат Госдумы, председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью RTVI на XXV Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 15 июня.

«Есть суд при Всемирной торговой организации – Третейская группа Всемирной торговой организации ВТО. Это наиболее юридически подготовленная и менее политизированная панель арбитров. Конечно, они тоже испытывают влияние политики. Другой вариант – обратиться в Международный суд ООН. Но он более политизированный и выше риски политического решения», – пояснил парламентарий.

По мнению Аксакова, с правовой точки зрения суды должны быть на стороне России и признать дефолт неправомерным.

«Это же абсурд, когда платежеспособная страна признается банкротом».

В апреле министр финансов России Антон Силуанов сообщал «Известиям» о планах подать в суд в случае попыток объявить стране дефолт. С кем Москва может судиться и в какой юрисдикции, министр не уточнил.

Как Россия оказалась на грани дефолта

До начала апреля США разрешали России платить по долгам из замороженных валютных резервов в американских финансовых институтах. Затем Вашингтон запретил Москве использовать этот механизм для выплат по внешнему долгу. Впрочем, российский Минфин продолжил выполнять свои обязательства перед иностранными инвесторами, используя для платежей незаблокированную валюту из экспортных поступлений. Для этого, как сообщало агентство Bloomberg, ведомство проводило расчеты с помощью долларовых резервов госкорпорации «Дом.РФ», которая избежала санкций. Затем США заблокировали и этот путь расчета.

Преддефолтная ситуация возникла после того, как 25 мая истекла генеральная лицензия Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC), которая разрешала держателям российских суверенных облигаций получать платежи в обслуживание и погашение этих бумаг. Без этого документа Россия не сможет напрямую совершить выплаты в долларах, а также будет испытывать проблемы при расчетах в евро. Таким образом США запретили России обслуживать внешний долг.

В конце мая держатели российских облигаций не получили купонные выплаты по долговым бумагам на сумму порядка $100 млн. Поэтому с 27 мая начал отсчитываться 30-дневный льготный период, по истечении которого – в конце июня – дефолт из технического станет фактическим.

Российский Минфин объявил, что продолжит платить по долгу, но в рублях. ISDA (Международная ассоциация свопов и деривативов) уже сообщила, что будет считать дефолтом платежи по российским еврооблигациям в валюте, не предусмотренной условиями выпуска.

Выступая на лекции в Финансовом университете 27 мая, министр финансов России Антон Силуанов заверил, что Москва и дальше продолжит всеми способами стараться сохранить имидж надежного заемщика, несмотря на ограничения по выплатам госдолга. Спустя две недели глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что невозможность выплаты суверенного долга не окажет никакого моментального влияния на страну. В свою очередь, зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выразил мнение, что «дефолт России может обернуться дефолтом Европы».

Что означает угроза вероятного дефолта для России, RTVI объяснил здесь.