Россия открыта для диалога с западными странами, но только при наличии такой же искренней готовности со стороны партнеров. Об этом в интервью RTVI заявил директор Второго Европейского департамента МИД России Сергей Беляев. По его словам, признаков для существенного улучшения диалога со странами Северной Европы и Прибалтики сейчас нет, но пока есть возможность продолжать разговор, это стоит делать и «пытаться вести дело к тому, чтобы не дойти до вот этой последней черты, когда решение вопросов переходит в ведение уже совсем других ведомств».

В российском МИДе готовы «к разговору со всеми, с британцами и, в общем-то, с финнами, шведами, кем угодно», отметил Беляев. В то же время, по словам дипломата, диалог лишен смысла, если «если разговор с нами нужен только для того, чтобы сесть за стол и зачитать нам, как это иногда бывает, те заявления, которые уже озвучивались в публичном пространстве».

«Если есть желание сесть и нормально поговорить о путях нормализации ситуации, о путях минимизации рисков, а ведь они есть — риски.. И необходимо предпринимать усилия, в том числе для того чтобы исключить возможность каких-то инцидентов в воздухе, на море и перерастания этих инцидентов в какие-то серьезные моменты», — добавил дипломат.

В качестве примера инцидента, в отношении которого Россия предлагала Западу диалог, Беляев назвал взрывы на «Северных потоках». По словам дипломата, Россия предложила и Швеции, и Дании проводить совместное расследование, потому что газопроводы принадлежат в том числе Газпрому и работали в интересах России. «На все наши предложения либо ответа нет, либо это ответ категорически нет. Возникает вопрос: а если с нами вместе расследование проводить не хотят, то почему?», — посетовал он.

Две нитки «Северного потока — 1» и одна нитка «Северного потока — 2» были повреждены 26 сентября, сейсмологи зафиксировали несколько взрывов в зоне повреждения. Федеральная прокуратура Германии возбудила уголовное дело о терактах. Обследование поврежденных участков проводит также оператор газопровода Nord Stream AG. Служба госбезопасности Швеции заявила, что взрывы определенно стали результатом диверсии, поскольку на месте происшествия удалось обнаружить посторонние предметы со следами взрывчатых веществ.

О намерении Финляндии и Швеции вступить в НАТО

Комментируя диалог Москвы со Стокгольмом и Хельсинки, Беляев отметил, что отношения «скатились до уровня, которого не было на протяжении многих десятилетий». «Политический диалог сильно ограничен. Его практически нет. Торговые отношения в значительной степени сократились», — перечислил дипломат. Он назвал намерение Финляндии и Швеции вступить в НАТО выбором пути, по которому пошли другие некрупные страны-члены альянса, добавив, что такой шаг в значительной степени означает утрату Стокгольмом и Хельсинки своего суверенитета в области внешней политики. «Решать за них будут в других местах», — сказал дипломат.

До сих пор Финляндия и Швеция традиционно придерживались политики военного неприсоединения, не участвовали в военных блоках, напомнил он. «И за счет этого у них был очень сильный международный авторитет, возможности влияния, возможности предлагать какие-то свои решения, возможности участвовать в качестве посредников или мест проведения крупных международных событий или конференций», — подчеркнул дипломат.

Степень угрозы для России после вероятного вступления Швеции и Финляндии в НАТО будет определяться, исходя из нескольких факторов, отметил Беляев. Он напомнил, что пока что североевропейские страны не вступили в альянс и не представляют прямой угрозы для Москвы. «И пока еще не совсем понятно, что это [вступление в НАТО] будет означать. Например, какая инфраструктура натовская будет разворачиваться на их территории [Швеции и Финляндии], какое вооружение будет на их территории размещаться? Будут ли размещаться какие-то иностранные базы, иностранные войска, наступательное вооружение, ядерное оружие? Вот в зависимости от всех этих компонентов и будет складываться ответ России на это», — объяснил дипломат.

Беляев осудил акцию правого политика, который сжег Коран напротив посольства Турции в Стокгольме. «Мы полностью и безоговорочно осуждаем любые акты и проявления нетерпимости…, разжигания религиозной розни — будь то сожжение Корана, или сожжение Библии, или какого-то другого священного текста, например, иудейского. Это явно оскорбление верующих», — отметил он.

При этом дипломат сказал, что США, вероятно, в конечном итоге смогут договориться с Турцией по вопросу вступления Швеции в НАТО. «Турки, я думаю, здесь будут достаточно принципиально себя вести и максимально требовать, чтобы их условия выполнялись, что логично. Уж если вы хотите быть союзниками, то тогда будьте союзниками. А если вы хотите свободы, ну, тогда не надо вступать в военный блок с соответствующей дисциплиной», — считает Беляев.

Швеция и Финляндия подали заявку на вступление в НАТО в мае 2022 года, объяснив это тревогой из-за начала военных действий на Украине. Присоединение страны к альянсу должны ратифицировать все 30 государств, входящих в блок. Пока членство стран в организации одобрили 28 стран, «зеленый свет» расширению альянса не дали Турция и Венгрия. Для ратификации Турция потребовала выдачи находящихся на территории стран членов Рабочей партии Курдистана (РПК), которых в Анкаре считают террористической.

Ситуацию усугубили акции лидера датской ультраправой партии «Жесткий курс» Расмуса Палудана, который несколько раз сжег Коран: 21 января он сделал это напротив посольства Турции в Стокгольме, а 27 января трижды провел подобную акцию в Копенгагене — у мечети на улице Дортевей, а также вблизи посольств Турции и России. Эрдоган заявил, что Швеции не стоит ожидать от Анкары одобрения заявки на вступление в НАТО.