Иностранные акционеры, принявшие решение уйти из России после начала военной операции на Украине, смогут передать доли местным партнерам, а затем вернуться. Об этом заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов по итогам встреч с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России».

По словам Белоусова, сейчас на российском рынке могут появиться предприятия, акционеры которых принимают решение уйти с российского рынка в условиях санкционной политики стран Запада. Но при этом есть также государства и конкретные компании, которые осуществили огромные инвестиции в локализацию производств и не хотят уходить из России. Они сегодня «сталкиваются с беспрецедентным политически мотивированным давлением собственных регуляторов», отметил первый вице-премьер.

В связи с этим на сегодняшний день есть три варианта развития взаимоотношений России с иностранными партнерами, сказал Белоусов:

  • Первый – компания продолжает полноценную работу в России. При этом обеспечивается в полном объеме поставка сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производственного процесса, выполняются трудовые обязательства перед сотрудниками.

  • Второй – иностранные акционеры передают свою долю под управление российских партнеров и впоследствии смогут вернуться на наш рынок. «Такой вариант обсуждался с российским предпринимательским сообществом, оно к этому готово, отдельные инвесторы уже воспользовались такой опцией», – сообщил первый вице-премьер.

  • Третий – компания окончательно прекращает работу в России, закрывает производство и увольняет сотрудников. «Мы к этому относимся как фактически к умышленному банкротству», – заявил Белоусов. Он добавил, что в этом случае государство будет закрывать предприятие через процедуру ускоренного банкротства, чтобы сохранить занятость и социальное благополучие граждан.

Россия и новые санкции

Президент России Владимир Путин 24 февраля объявил о начале военной операции на Украине. На фоне этого западные страны ввели против России беспрецедентно жесткие санкции, которые затронули финансовую систему и экспорт технологий. В частности, под ограничения попал Центробанк, чьи активы в США и Евросоюзе были заблокированы.

Уход иностранных инвесторов ослабил рубль, а санкции ограничили возможность ЦБ проводить валютные интервенции, то есть тратить валюту из своих резервов на покупку рубля, чтобы стабилизировать его курс. После этого регулятор повысил ключевую ставку до 20% и запретил российским брокерам продавать ценные бумаги по поручениям иностранных клиентов.

Кроме того, о своем уходе c российского рынка заявили многие зарубежные компании, среди которых автоконцерны Ford, Land Rover, BMW, Volvo, Volkswagen, General Motors, Audi, Skoda, а также производители процессоров Intel и AMD (подробнее об уходе зарубежных компаний из страны можно почитать здесь, здесь и здесь).

В этих условиях курсы доллара и евро в очередной раз обновили исторический максимум: 4 марта стоимость евро при открытии торгов на Мосбирже достигла 125 рублей, а доллара — выше 112,33 рубля.

«Мы с такими вызовами еще не сталкивались. Железный занавес уже опустился», — заявил на этом фоне руководитель объединенной компании «Русал» и En+ Group Олег Дерипаска. Миллиардер сравнил ситуацию в российской экономике с кризисом 1998 года, который привел к дефолту. По мнению Дерипаски, властям необходимо профинансировать малый и средний бизнес, ипотеку и все вопросы, связанные с развитием сельского хозяйства. В противном случае российская экономика «залетит на минус 20% ВВП», сказал миллиардер.