Власти Сингапура после полугодового перерыва возобновляют практику приведения в исполнение смертных приговоров: на следующей неделе в стране должны казнить местного жителя, осужденного за заговор с целью контрабанды каннабиса. Об этом пишет The Independent со ссылкой на правозащитников.
По словам активиста движения против смертной казни Кокилы Аннамалая, семья 46-летнего Тангараджу Суппиа получила письмо о том, что его повесят 26 апреля. Другая активистка рассказала, что Тангараджу был задержан в 2014 году за употребление наркотиков и неявку на допинг-тест.
Позже следователи обнаружили в списке его контактов номер телефона, который использовался для координации доставки каннабиса, и таким образом связали его с двумя наркоторговцами. Высокий суд Сингапура в 2018 году признал Тангараджу виновным в сговоре с целью продажи 1 кг каннабиса и приговорил его к обязательной смертной казни.
Правозащитники утверждают, что Тангараджу «никогда не имел дела с наркотиками», а его права были нарушены — в частности, допросами без адвоката. В связи с этим мужчина подавал апелляцию, которую должны были рассмотреть 26 февраля, но Верховный суд ее отклонил, заявив, что осужденному «не удалось доказать факт судебной ошибки».
В каких странах применяется смертная казнь. Инфографика
Американский писатель Уильям Гибсон в одном из своих эссе назвал Сингапур «Диснейлендом со смертной казнью», после чего это выражение применительно к стране стало нарицательным. Последняя казнь в Сингапуре была проведена в октябре 2022 года. В общей сложности в стране за преступления, связанные с наркотиками, высшей мере наказания подверглись 11 человек. Повешение одного из них вызвало международный резонанс, поскольку сообщалось, что это был мужчина с умственной отсталостью.
Активисты, борющиеся со смертной казнью, отмечают, что в Сингапуре казнят в основном наркокурьеров или мелких дилеров, мало что предпринимая для борьбы с крупными торговцами наркотиками и тем более наркосиндикатами.
«За перевозку менее 15 граммов гашишного масла можно получить до 24 ударов палкой, а от 100 граммов — смертную казнь», — рассказывал RTVI старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин.
По мнению аналитиков Amnesty International, лидером по казням является Китай, где в год могут исполнять больше 1000 смертных приговоров, но официальных данных об этом нет. Второе место занимает Иран, третье — Саудовская Аравия.
Правительство Сингапура считает, что смертная казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, необходима для защиты граждан. Власти заверяют, что в отношении всех казненных были полностью соблюдены правовые процедуры в соответствии с законодательством. Смертные приговоры в Сингапуре выносились даже в период карантина, введенного в связи с пандемией коронавируса, — в частности, в 2020 году такой приговор был вынесен по Zoom.
«Жесткие, бескомпромиссные меры, такие как смертная казнь, не обладают сдерживающим эффектом. Ни одному человеку, употребляющему наркотики, не поможет повешение другого человека», — сказала правозащитница Кирстен Хан.
Она отметила, что «это особенно бесполезно, бессмысленно и бессердечно, когда речь идет о таком проблемном деле, как дело Тангараджу».