Открывает фильм сцена, в которой крупным планом показаны сваленные в кучу тела. Среди них и маленькая девочка Анна — главная героиня, которая выбирается из-под расстрелянных людей. Вскоре она оказывается в комендатуре, в которую ее приводит пожилая пара. На дворе 1941 год — начало вторжения нацистской Германии в Советский Союз. Анна вырывается и прячется в заброшенном старом камине, в котором проведет весь фильм, по ночам вылезая в поисках еды и воды. Людей снаружи она видит через тонкое отражающее покрытие зеркала на камине. Вообще, «Война Анны» — набор коротких сцен из жизни девочки, в которых она пытается выжить и обустроить свое «гнездо». Постепенно у нее появляется керосиновая лампа, одеяло, сосуд для воды и даже книга с гербарием.
Для Федорченко этот фильм отчасти личный — его отец оказался в оккупации, когда был ребенком. Он жил в Полтавской области, куда регулярно в детстве приезжал и сам режиссер. Во время войны отцу Федорченко было столько же, сколько Козловой во время съемок — шесть лет. Режиссер отметил, что застал послевоенное ощущение в Украине, где проводил каждое лето, и постарался передать в ленте атмосферу и дух этого края.
Алексей Федорченко Фотография:
Каролина Дутка / RTVI
Завязку, по словам Федорченко, он придумал, когда прочитал в «Живом журнале» историю о девочке, которая пряталась в здании комендатуры на оккупированной территории. «Там история была совсем другая, и она выживала за счет помощи, были какие-то люди, которые ей помогали», — добавил он. Этот рассказ стал, по его словам, толчком для создания оригинального сценария. В то же время Федорченко отметил, что прототипов у Анны было много, как и похожих историй.
Сначала режиссер отложил сюжет на потом — он не верил, что найдет актрису на главную роль. Однажды он случайно увидел в интернете фотографию «девочки со взрослым лицом» — тогда еще пятилетней Козловой. «Тогда я понял, что актриса есть, героиня есть и мы начали писать сценарий», — рассказал Федорченко. По словам самой Козловой, которой сейчас почти десять лет, она не очень верит в то, что режиссер случайно наткнулся на ее фото и начал писать под нее сценарий. По ее мнению, намного реальнее версия, что ее матери скинули ссылку, что ищут девочку на роль в фильме, и та отправила пять фотографий дочери.
Козлова начала актерскую карьеру еще в возрасте трех месяцев — тогда она сыграла мальчика Колю в «Кармелите». Однако первая серьезная и уже осознанная работа для нее состоялась в «Войне Анны». Федорченко в беседе с RTVI отметил, что Марта вела себя на площадке как «взрослая актриса» и никаких неудобств не доставляла. Козлова сейчас не планирует продолжать сниматься: среди новых предложений пока нет интересных, а в будущем она видит себя скорее режиссером или продюсером, чем актрисой.
Марта Козлова Фотография:
Каролина Дутка / RTVI
Козлова не считает, что похожа характером на Анну. Например, она уверена, что не смогла бы прожить в камине два года. «Я бы прожила максимум недели две», — говорит она. По ее мнению, Анна, в отличие от взрослых, знает, что война закончится и продолжает верить в это. По мнению режиссера, фильм в первую очередь о «маленькой девочке, которая победила во Второй мировой войне».
Отдельное место в фильме занимают окружающие героиню предметы. Обстановке, отметил Федорченко, он уделял огромное внимание, ведь «все предметы находятся на расстоянии вытянутой руки». Именно поэтому все, что попадает в кадр, должно быть аутентичным: если зритель видит учебники, то перед ним настоящие книги 1940-х годов на украинском языке. Вышеупомянутый гербарий, по словам режиссера, тоже оригинальный, книга с ним датируется 1941 годом. Когда настоящие предметы не удавалось найти, их заменяли абсолютно точными копиями.
В «Войне Анны» практически нет диалогов: главная героиня на протяжении фильма не произносит ни слова, а эпизодические персонажи изредка перекидываются парой фраз. Нельзя точно сказать, на каком языке снята лента: в ней звучат русский, украинский, немецкий и французский. Сам Федорченко называет это «компотом военного языка». По его словам, он намеренно оказался от перевода: ведь зритель видит мир как бы с точки зрения девочки, которая понимает разве что русский с украинским и немного немецкий (из-за сходства с идишем). «Уверяю вас, это не так важно. Вы все поняли, что должны были понять», — добавил он.
Режиссер фильма «Война Анны» Алексей Федорченко
Режиссер фильма «Война Анны» Алексей Федорченко
Впервые фильм Федорченко, созданный при поддержке фонда «Генезис», показали на кинофестивале в Роттердаме еще в январе 2018 года. Там он, правда, ничего не получил. Летом «Войну Анны» представили на «Кинотавре», где жюри отметило работу Козловой специальным дипломом за «создание пронзительного образа войны глазами ребенка». Сам фильм, как и актриса, наград фестиваля не получил.
Удача повернулась лицом к создателям «Войны Анны» только в 2019 году. В январе фильм получил «Белого Слона» (премию российской Гильдии киноведов и кинокритиков). Отдельно критики отметили игру Козловой, которая получила награду за лучшую женскую роль. Именно «Белого Слона», призналась юная актриса, она ценит больше всего.
Через две недели «Война Анны» завоевала «Золотого Орла» как лучший игровой фильм, а Федорченко жюри признало лучшим режиссером. В марте жюри «Ники» также назвало «Войну Анны» лучшим игровым фильмом, а Козловой вручили вторую награду за лучшую женскую роль.