Почти каждый пятый (16%) россиянин считает допустимым применение ядерного оружия в ходе военной операции на Украине. Это следует из результатов опроса компании Russian Field, проведенного совместно с RTVI.
Подавляющее большинство опрошенных (74%) назвали применение ядерного оружия недопустимым. 5% полагают, что такой шаг допустим только при угрозе поражения в военной операции.
Ядерный удар чаще называют приемлемым мужчины (20%) и люди в возрасте 30-44 лет (18%). Также о его неприемлемости реже заявляют пожилые респонденты, следует из опроса.
Согласно исследованию, опрошенные с самым низким и высоким достатком чаще других считают применение ядерного оружия допустимым (19% и 21% соответственно), реже об этом говорят опрошенные со средним доходом.
Среди респондентов с высшим образованием только 13% допустили применение ядерного оружия, наибольший же уровень поддержки таких мер показали опрошенные с ученой степенью — 27%.
Приемлемым использование ядерного оружия реже считают участники опроса, которые опасаются за личную безопасность из-за военной операции (12%) и те, кто назвал интернет-СМИ основным источником информации о ней (11%).
«Можно предположить, что если бы вопрос был сформулирован иначе, к допускающим добавились бы те, кто считают легитимным ядерный ответ на первый удар, нанесенный по России другой страной (например, США). Думаю, так бы ответили довольно многие. Однако в контексте Украины для большинства респондентов вопрос так не стоит», — комментирует результаты опроса для RTVI социолог Russian Field Илья Дорханов.
Ранее, отмечает эксперт, похожий вопрос задавал «Левада-центр», с формулировкой «может или не может быть оправдано применение ядерного оружия». Согласно его данным, 10% опрошенных считают, что применение Россией ядерного оружия в украинском конфликте «определенно может» быть оправдано, 19% — «скорее может», т.е. в той или иной степени это допускают 29% респондентов.
«Что касается ответов опрошенных с ученой степенью — да, там наблюдается непропорционально большая доля одобряющих ядерные удары, что мало похоже на стереотипные представления о взглядах кандидатов и докторов наук. Однако эта группа совсем небольшая — 20 человек (1,2% выборки). Поэтому по ней делать выводы обо всех людях с ученой степенью, конечно, нельзя. Возможно, такие ответы объясняются тем, что противники применения ядерного оружия в этой социальной группе чаще склонны отказываться от прохождения опросов — однако с уверенностью утверждать это мы не можем», — заключил Дорханов.
Готовность помочь российской армии
По просьбе RTVI респондентам также задали вопрос о готовности помочь российской армии материально или в качестве волонтеров. 61% опрошенных выразили такую готовность, из них 38% уже доводилось помогать военным. Еще 38% не готовы помогать армии.
Женщины готовы помогать Вооруженным силам несколько чаще, чем мужчины (63% против 60%), а опрошенные среднего возраста — чаще, чем молодежь и пожилые люди. Чем выше материальное положение респондентов, тем реже они сообщают, что не готовы помогать армии. Также доля готовых помочь военным растет вместе с уровнем образования, следует из опроса.
Наиболее популярным способом оказать поддержку армии оказались денежные переводы и участие в сборе средств: такой вариант выбрали 57,8% участников опроса, которые уже помогали войскам. Также распространено участие в сборах вещей для военных (29,8%). Доля тех, кто говорил об изготовлении или покупке снаряжения для военных, не превысила 3,5%. Еще реже опрошенные заявляли о помощи раненым и госпиталям (2,2%).
Среди сторонников наступления и удержания российской армией текущих позиций примерно одинаковая доля выразила готовность оказать поддержку армии (71% и 68% соответственно). Более чем три четверти сторонников вывода войск (77%) сообщили, что не готовы помогать военным. Среди тех, кто отменили бы военную операцию в прошлом, 43% говорят, что готовы помочь армии, среди тех, кто не отменили бы, — 73%.
Ранее в специальном репортаже Сергея Морозова RTVI рассказывал, зачем нужно ядерное оружие, почему все снова заговорили о его применении и что будет, если бомба взорвется возле населенных пунктов.
Вместе с научным сотрудником Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрием Стефановичем и Татьяной Бур RTVI разбирался, что означают «Часы Судного дня» и нужно ли к ним относиться всерьез. В специальном интервью RTVI бывший военный атташе посольства США в Москве Кевин Райан рассказывал, будет ли Путин использовать ядерное оружие и в каком случае и как он может это сделать.