С 5 по 11 декабря 2022 года в реестр заблокированных сайтов внесли почти 14,8 тыс. новых записей, подсчитала «Роскомсвобода» по просьбе «Коммерсанта». Это в три раза больше, чем в среднем за неделю в 2022 году. Столь активно реестр не пополнялся со времен массовых блокировок в 2018 и 2021 годах.

По данным «Роскомсвободы», в течение всего года за неделю блокировали от 1,5 тыс. до 7 тыс. сайтов (в среднем — 4,9 тыс. ресурсов в неделю).

Как отметили в организации, периоды предыдущих всплесков активности, которые характеризовались ростом числа блокировок, сопровождались столь же массовыми исключениями из реестра. Однако в период с 5 по 11 декабря из него исключили лишь 326 записей.

Для сравнения, в апреле 2021 года, когда рост числа блокировок происходил на фоне протестных акций в поддержку оппозиционера Алексея Навального: за неделю с 19 по 26 апреля подверглись блокировке 18,1 тыс. ресурсов, в то время как 14,9 тыс. разблокировали. При этом с 23 по 30 апреля 2018 года, после решения о блокировке Telegram в России, было заблокировано 13,4 тыс. ресурсов, тогда как за тот же период разблокировали 26 тыс.

Как отметили в «Роскомсвободе», 14% от заблокированных в период с 5 по 11 декабря сайтов и страниц (2,1 тыс.) были внесены в реестр по решениям неназванного ведомства. По словам пресс-секретаря организации Натальи Малышевой, таковым могла быть Генпрокуратура. По ее словам, «именно она у нас «вдруг» исчезла из выгрузок». Как уточняет «Коммерсантъ», это произошло в ноябре. При этом уже в декабре Роскомнадзор опубликовал проект приказа, позволяющий не раскрывать сведения о решениях Генпрокуратуры.

В материале отмечается, что судебные блокировки с 5 по 11 декабря составили 60% от их общего числа. В течение года этот показатель находился на отметке 35%.

Генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян предположил, что аномальный рост числа заблокированных ресурсов может свидетельствовать о синхронизации реестра со списками для фильтрации, отправляемыми на ТСПУ (технические средства противодействия угрозам, оборудование, устанавливаемое на сетях операторов связи по закону «о суверенном рунете»). По его мнению, это может быть связано с тем, что в конце года настает период отчетности.

«Логика блокировок далеко не всегда соответствует соразмерности угроз», — отметил Казарян.

IT-специалист Филипп Кулин указал, что уполномоченные органы уже давно переходят на «палочную систему», то есть пытаются увеличить внутренние показатели на фоне попыток скрыть информацию о блокировках.

  • В августе генпрокурор Игорь Краснов в интервью «Коммерсанту» заявил, что с начала боевых действий на Украине в России удалили или заблокировали около 138 тыс. ресурсов. В частности, в 2022 году Роскомнадзор заблокировал сайты различных онлайн-сервисов (SoundCloud, Patreon и др.), а также информационных ресурсов, в том числе «Новой газеты», телеканала «Дождь»*, радиостанции «Эхо Москвы» и др.
  • Накануне, 11 декабря, пользователи соцсетей пожаловались на прекращение работы популярного VPN-сервиса Surfshark, позволяющего обходить блокировки в интернете.

*внесен Минюстом России в реестр иностранных агентов