Украинское контрнаступление набирает обороты после «трех месяцев мучительно медленного прогресса» и достигнет кульминации через шесть-семь недель, заявил изданию Economist представитель администрации президента США Джо Байдена на условиях анонимности.
«Воля к победе»
Директор по анализу Агентства военной разведки США Трент Мол в интервью Economist признался, что еще две недели назад оценивал ситуацию «несколько более пессимистично». Сейчас он подчеркивает важность таких «нематериальных факторов», как «воля к борьбе».
Мол напомнил об ошибках своего агентства, допущенных в 2014 году в Ираке и в 2021 году в Афганистане, когда аналитики переоценили стойкость местного населения. «Армии, созданные американцами [в этих странах], рассыпались практически за ночь», — поясняет Economist.
«Мы думали, что афганцы будут сражаться до конца календарного года и попытаются героически защищать Кабул. Вместо этого они довольно быстро сдулись», — рассказал Мол.
По его словам, этот опыт — наряду с фактической капитуляцией иракской армии перед «Исламским государством»* — повлиял на оценки, которые АВР давало украинской армии. Подход агентства стал «чрезмерно корректным», признал директор по анализу. По его словам, они с коллегами допускали, что успехи украинской армии могут существовать всего лишь «на бумаге».
Мол показал Economist 40-страничную «служебную записку» от января 2023 года, в которой АВР США описывает критерии своей оценки украинской «воли к борьбе» с учетом «национальных факторов». В документе, к примеру, сопоставляются бегство теперь уже бывшего президента Афганистана Ашрафа Гани из Кабула и принципиальное решение украинского лидера Владимира Зеленского оставаться в Киеве в первые дни боевых действий.
В записке перечисляются и другие факторы, которые, по мнению аналитиков АВР, влияют на ход боевых действий, — присутствие высшего армейского руководства на передовой, корпоративный дух армии, авторитет командования, наличие стабюильной материально-технической и медицинской поддержки, последовательность управленческих решений.
Этими факторами аналитики ранее пренебрегали из-за предположения, что Украина будет быстро повержена противником, утверждает Мол. По его словам, новая методология, учитывающая альтернативные критерии, позволяет по-новому взглянуть на ближайшие перспективы украинского контрнаступления.
Какая линия обороны укреплена лучше
При этом Мол признал, что американские и украинские официальные лица недооценили глубину российской обороны, выстроенной на новых территориях, и сложность ее «пробивания» бронетехникой для Украины.
Ранее украинские военные рассказывали британской газете Guardian, что российская армия якобы вложила 80% усилий в строительство первой и второй линий обороны, но Мол убежден, что основная часть ресурсов российской обороны сосредоточена на третьей линии.
В последние недели американские чиновники в частном порядке критиковали украинских командиров за их военную стратегию — в частности за решение сосредоточить более опытные и высокоэффективные подразделения на востоке, вокруг Бахмута, а не на ключевом южном направлении. Мол не так категоричен, высказывая предположение о том, что украинцы применили тактику, рассчитанную на достижение «более радикальных результатов за более короткий срок».
Принципиальными факторами для дальнейшего развития событий представитель АВР считает две «критически важные переменные» — запасы боеприпасов украинской армии и погодные условия.
Накануне решающей битвы
Источник в администрации Байдена заявил, что украинское контрнаступление достигнет кульминации через шесть-семь недель. Американские эксперты расходятся во мнениях по поводу того, какого прогресса ВСУ успеют достичь за это время. Некоторые считают, что украинская армия, которая бросила большую часть своих резервов на прорыв второй линии российской обороны и понесшая тяжелые потери, «вряд ли сможет далеко уйти», пишет Economist.
Высокопоставленный представитель американской разведки на условиях анонимности заявил изданию, что расстановка сил на поле боя может остаться «во многом схожей» и через пять лет, поскольку боеспособность обеих сторон со временем снижается.
Мол заявил Economist, что в прошлом году наибольшие успехи России были достигнуты благодаря генералу Сергею Суровикину, отвечавшему за создание линий обороны, и бизнесмену Евгению Пригожину с его ЧВК «Вагнер». «Первый отстранен, второй погиб в авиакатастрофе», — напоминает директор АВР.
С учетом изменившихся обстоятельств американская военная разведка, по словам Мола, оценивает недавние успехи ВСУ как «значительные» и допускает, что Украина имеет «реальную возможность» (с вероятностью 40-50%) прорвать оставшиеся линии российской обороны к концу 2023 года.
«Но ограниченный ресурс боеприпасов и ухудшение погоды сделают это очень трудной задачей», — констатировал собеседник Economist.
Издание отмечает, что внимание западных аналитиков сейчас уже обращено на «следующий боевой сезон», в ходе которого решающую роль сыграет уровень обеспеченности ВСУ военной техникой и боеприпасами, достаточный для «нового рывка».
* Организация, признанная террористической и запрещенная в России