Страны — участницы НАТО не смогли договориться о переговорах с Россией о вопросе гарантий безопасности и их формате. Как сообщает Financial Times (FT) со ссылкой на источники, союзники по Североатлантическому альянсу хотят продолжать переговоры с Москвой, но не могут согласиться на ее требования.

upd 1
Генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что организовать заседание Совета НАТО и России для урегулирования разногласий между альянсом и Москвой планируется в начале 2022 года. При этом он заявил о праве стран Европы выбирать свой путь развития самостоятельно. В свою очередь помощник президента США по нацбезопасности заявил помощнику президента России Юрию Ушакову о готовности США к переговорам по безопасности с России в разных форматах.

«Представители западных оборонных ведомств хотят избежать прямого отказа от предложений Кремля, пытаясь найти области взаимного согласия и успокоить ситуацию, в которой более 100 000 российских военнослужащих собрались на границе с Киевом», — отмечает FT.

По словам собеседников издания, требования России противоречат договорам периода окончания холодной войны. При этом они считают важным продолжать вести диалог с Россией, поскольку «закрытые двери могут ухудшить ситуацию».

«Проблема в том, что если просто сказать „нет“ [в ответ на предложения Москвы], то пространства для переговоров у вас не будет», — пояснил один из дипломатов.

Financial Times отмечает, что страны НАТО и Евросоюза пока обсуждают, как ответить на предложенные Россией проекты договоренностей. Кроме того, источники газеты считают, что будет трудно найти области для обстоятельной беседы. По их словам, переговоры могут начаться только после того, как НАТО и США согласуют собственные предложения для Москвы.

Между тем, президент России Владимир Путин, выступая на расширенном заседании коллегии Минобороны заявил, что Москве нужны долгосрочные юридические гарантии по безопасности со стороны Вашингтона, а не устные договоренности. Он отметил, что даже долгосрочным юридическим договорам США нельзя верить, так как американские власти легко из них выходят.

«Хоть юридически обязывающие договоренности должны быть, а не устные заверения. Цену таким устным заверениям, словам и обещаниям мы хорошо знаем», — сказал глава государства.

Проекты договора о гарантиях безопасности

МИД России 17 декабря опубликовал проекты соглашений о гарантиях безопасности, которых Москва ожидает от США и НАТО. Они, в частности, предполагают отказ от расширения Североатлантического альянса на восток, в том числе принятие в его состав Украины, а также ограничения на размещение вооружений, в частности ядерных.

В ходе брифинга, посвященного инициативам России по гарантиям безопасности, замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что опубликованные документы должны стать основой дипломатических отношений. По его словам, Москва уже сформировала команду для переговоров с США. Замминистра указал на то, что предложения России должны рассматриваться в комплексе.

Комментируя предложения России по гарантиям безопасности представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что инициативы Москвы не учитывают вопросы, волнующие Вашингтон.

«Мы пока что не видели ничего, что развеяло бы нашу обеспокоенность», — сказал он в ходе брифинга. Прайс также отметил, что «любой диалог и дипломатия должны основываться на принципах взаимности».

В НАТО также оценили предложения России по гарантиям безопасности. По словам генсека Альянса Йенса Столтенберга, договор между Москвой и Брюсселем должен учитывать интересы Украины. При этом Столтенберг заявил, что альянс готов работать над укреплением доверия с российской стороной.

О необходимости начать переговоры с Вашингтоном и его союзниками по выработке четких международно-правовых договоренностей, исключающих продвижение НАТО на восток, ранее заявлял президент РФ Владимир Путин.

Помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан после телефонных переговоров Путина и президента США Джо Байдена в начале декабря сообщил, что американский лидер не брал на себя никаких обязательств по непринятию Украины в НАТО. В Белом доме считают, что любая страна должна свободно выбирать, с кем ей объединяться, добавил Салливан.