Между Россией и США на официальном уровне почти нет контактов по вопросу предотвращения ядерной войны и минимизации ядерной угрозы — все обсуждение ведется максимум на уровне спецслужб. Такое мнение в разговоре с RTVI высказал консультант командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), член Экспертного совета ПИР-Центра генерал-полковник в отставке Виктор Есин.

По его словам, со времен Карибского кризиса 1962 года между СССР и США существуют два соглашения о предотвращении и мерах по предотвращению ядерной войны, которые действуют до сих пор: одно было подписано в 1971-м году, другое — в 1973-м. Как пояснил Есин, главным в них является договоренность «избегать конфронтации между тогдашним СССР (теперь — Россией) и Соединенными Штатами, которая может привести к прямому столкновению вооруженных сил этих стран». При этом «положений о возможности угрожать с помощью ядерного оружия» в документах не зафиксировано, говорит он.

В случае возникновения подобной угрозы, пояснил генерал-полковник в отставке, положениями регулируется порядок действий, которые должны предпринять обе страны, чтобы локализовать конфликт и не перевести его в более горячую стадию.

«К сожалению, эти соглашения не во всем выполняются. Я знаю это из информации, которой располагаю… У нас и американцев есть национальный Центр по уменьшению ядерной опасности, и через них надо вести этот диалог. Но, насколько мне известно, по этим центрам нет такого официального обмена информацией, он ведется только в рамках существующих договоров по контролю над вооружениями», — сказал он.

По этому вопросу, предположил Есин, обмен информацией между США и Россией идет «не по официальным каналам посольства России в Вашингтоне», а «между спецслужбами, и то на «полуторном треке», когда официальные лица вовлечены по минимуму». По его мнению, в данном случае речь идет «о каких-то красных линиях и действиях, которые и та, и другая сторона не должны предпринимать в ходе украинского конфликта».

«Хотя, если строго придерживаться этих соглашений, то, конечно, это должны быть официальные контакты», — считает консультант командующего РВСН.

По его словам, глупо говорить о том, что Россия стремится к применению ядерного оружия на Украине. Для этого «нет военной необходимости», а все задачи, которые стоят при выполнении военной операции, можно «решить с применением обычных средств поражения», если со стороны стран НАТО не будет «прямого вмешательства».

Что российские власти говорят о ядерном оружии

Ранее в интервью RTVI замминистра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что обращение России к применению ядерного оружия возможно в двух ситуациях: когда против страны или ее союзников «совершено нападение с использованием ядерного или других видов оружия массового уничтожения», а также «когда осуществлен акт агрессии против России с применением обычных вооружений», но «под угрозу поставлено само существование нашего государства». По его словам, «в других ситуациях применение ядерного оружия невозможно».

«Что бы мы ни говорили, как бы мы ни стояли на своем в этом вопросе, разъясняя очевидные вещи, нам пытаются вменить некие несуществующие намерения. Просто отражение курса на демонизацию России, на дальнейшее обострение общей обстановки, наращивание конфронтации», — заявил замглавы МИД России.

При этом, отмечал он, нельзя недооценивать риск перерастания этой конфронтации «в горячую фаз», поскольку «слишком много безответственных деятелей стоит у руля в целом ряде столиц, которые причисляют себя к блоку НАТО и к Евросоюзу», не говоря о Киеве.

  • Незадолго до присоединения к России новых территорий Владимир Путин утверждал, что Москва может применить ядерное оружие только при угрозе территориальной целостности страны, отметив, что это «не блеф».
  • 2 ноября на сайте МИД России появилось «заявление Российской Федерации о предотвращении ядерной войны». В нем говорилось, что Россия несет «особую ответственность в вопросах укрепления международной безопасности и стратегической стабильности», и «строго и последовательно руководствуется постулатом о недопустимости ядерной войны, в которой не может быть победителей и которая никогда не должна быть развязана».
  • The New York Times также писала, что высокопоставленные российские «военные лидеры» обсуждали, когда и как Москва может использовать тактическое ядерное оружие на Украине. По данным издания, Владимир Путин не участвовал в разговоре.
  • 9 ноября Bloomberg сообщал, что российские дипломаты попытались развеять «растущие опасения» о том, что Москва может применять ядерное оружие на Украине. В российской ноте, распространенной среди дипломатов Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), говорится, что применение ядерного оружия возможно только в том случае, если «на карту будет поставлено» само существование России.