Взрыв на Крымском мосту, который произошел утром 8 октября, стал главной новостью дня, но политики в России и на Украине отреагировали на случившееся сдержанно. О том, что говорили о взрыве моста российские и украинские элиты, — в материале RTVI.
Первые реакции
Взрыв грузовика на Крымском мосту произошел приблизительно в 6 утра по местному времени. Менее чем через час о масштабах разрушений в своем телеграм-канале написал советник главы Крыма Олег Крючков. По его словам, судоходные арки моста оказались не повреждены. Это почти сразу подтвердили и в пресс-службе Росморречфлота РИА Новостям, заявив, что судоходство в Керченском проливе не нарушено.
«Запасов топлива у нас более чем на месяц, продовольствия — более чем на два месяца. Никаких рисков в этой части нет, так же, как и причин для ажиотажа. Мы в Крыму переживали и более сложные времена. Поэтому прошу всех набраться терпения, сохранять выдержку и спокойствие. Ситуация под контролем. Общими усилиями мы все преодолеем, никаких сомнений в этом нет», — сказал Аксенов.
Не паниковать призвал и председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма Анатолий Цуркин. По его словам, чтобы не допустить нарушения продуктовой безопасности региона, грузовой транспорт, в том числе с продовольствием, переориентирован на сухопутный маршрут через новые территории, вошедшие во состав России в результате боевых действий против Украины.
«На сегодняшний момент они уже переориентированы и двигаются в сторону Ростов — Таганрог — Новоазовск — Мариуполь — Мелитополь — Крым. Проблемы там нет. Эти границы открыты, там сегодня безопасный маршрут», — сказал он RTVI.
«О причинах говорить рано»
Бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) назвал произошедшее «лучшим поздравлением Владимиру Владимировичу на юбилей», намекнув на прошедший накануне семидесятилетний юбилей президента. По его словам, он еще в конце августа прогнозировал такой ход событий, считая, что взрыв Крымского моста может произойти в течение полутора месяцев.
«Сам того не ожидая, попал «с точностью до недели», — написал бывший министр обороны ДНР в своем телеграм-канале.
Глава Крыма был более сдержан в оценках ЧП. По его словам, причины станут известны после тушения пожара и проведения экспертизы.
Сенатор от Крыма Ольга Ковитиди также призвала не спешить с оценками произошедшего, призвав дождаться результатов расследования созданной по поручению президента комиссии.
«Мы должны дождаться результатов правительственной комиссии, которая создана по поручению президента страны. Мы понимаем, что такое Крымский мост — это сильнейшая коммуникативная артерия. В данном случае она является объектом для террористического посягательства, поскольку является стратегической транспортной артерией республики. Мы с вами помним заявления Николая Патрушева о высоком уровне террористической угрозы на фоне специальной операции. Поэтому так или иначе мы понимали, что подобного рода [инцидент] может быть», — заявила она RTVI.
Впрочем, Ковитиди отметила, что из случившегося «в дальнейшем нужно будет сделать выводы». Например, она предположила, что «на потенциально опасных объектах будет усилена охрана, и все, что касается технических средств безопасности». Для этого, уверена сенатор, «всем необходимо быть внимательными, а те люди, которые занимаются безопасностью, должны делать свое дело хорошо».
«Покончить с источником терроризма»
Усиление норм безопасности и прочие подобные шаги, конечно же, будут предприняты, однако это не решит корневой проблемы, считает депутат Госдумы («Единая Россия»), руководитель Союза добровольцев Донбасса в Москве Александр Бородай. По его словам, Россия еще столкнется с подобными попытками организации террористических атак на ее территории, которые в том числе могут быть направлены и против граждан.
«Поэтому для того, чтобы реально бороться с терроризмом, надо прежде всего уничтожать его предпосылки, а для этого нужно победоносно закончить в кратчайшие сроки специальную военную операцию. Надо покончить вовсе не с украинским населением, надо покончить с источником терроризма — киевским режимом. Все эти действия невозможны без прямой воли украинского государства и их хозяев, то есть США», — заявил он в разговоре с RTVI.
Для решения этого вопроса, уверен Бородай, нужно реализовать те меры и поручения, которые принимает президент. По его словам, частичная мобилизация является одной из таких мер. Следующими шагами может стать мобилизация промышленности и переход на «военные рельсы», а также «введение военного положения в приграничных с зоной конфликта регионах»: например, Белгородской области, Курской, Воронежской, Ростовской, Республике Крым, полагает депутат.
Сдержанные реакции
О «террористической сущности Киевского режима» высказалась и официальный представитель МИД России Мария Захарова. Так она отреагировала в своем телеграм-канале на заявления украинских политиков и официальных ведомств после взрыва.
Например, советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк написал в твиттере, что «все незаконное должно быть разрушено, все украденное — возвращено», намекнув на то, что Крымский мост — это только начало.
После этого секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов опубликовал в своих социальных сетях кадры взрыва на Крымском мосту наложив их на песню Мерлин Монро «С днем рождения, мистер президент».
«Ракетный крейсер „Москва“ и Керченский мост — два печально известных символа российской власти в украинском Крыму — пошли ко дну. Что дальше, русские?», — написало Минобороны Украины в твиттере.
Как сообщила газета «Украинская правда» со ссылкой на источник в правоохранительных органах, подрыв Крымского моста организовала Служба безопасности Украины (СБУ). Ранее украинские военные и политики не раз заявляли о намерении взорвать стратегический объект. При этом глава пресс-службы СБУ Артем Дехтяренко в беседе с «Радио Свобода»* не стал комментировать и опровергать возможную причастность Украины к взрывам на Крымском мосту.
«Мы это не комментируем. Роль СБУ или любого государственного органа Украины в «хлопках» будем комментировать после нашей окончательной победы», — сказал он.
По мнению политолога Андрея Кортунова, несмотря на какие-то отдельные заявления, в целом реакция на взрыв Крымского моста с обеих сторон оказалась «очень сдержанной».
«Минобороны каких-то заявлений по этим актам пока не сделало. То же самое мы видим со стороны Киева. Там есть отдельные комментарии, но в принципе ответственности за этот акт руководство Украины на себя пока что не спешит брать. И реакция Запада тоже очень ограниченная и сдержанная», — сказал он RTVI.
При этом, если случившееся все-таки будет «инкриминировано украинской власти, то не исключено, что последует эскалация». Наиболее вероятным в этом случае, считает политолог, станет российский удар «по объектам критической инфраструктуры Украины», например, транспортным, энергетическим или логистическим.
Впрочем, какими бы ни были последствия, по мнению депутата Госдумы от КПРФ Сергея Обухова, власть должна объяснить народу, как взрыв на Крымском мосту в принципе стал возможен, учитывая его стратегическую важность.
«Это самое большое недоумение как у народа, так и у политиков. И на него должен быть ответ, потому что если не будет ответа и на этот вопрос, то у меня ощущение, что это может быть сродни какому-то новому ГКЧП по масштабам морально-политических последствий того, что произошло. Потому что если президент не сделает соответствующие выводы и не будет ясных шагов, то это уже будет сказываться на авторитете верховного главнокомандующего», — сказал он RTVI.
* признано иностранным агентом в России