Журналист Wall Street Journal Эван Гершкович, арестованный 30 марта по обвинению в шпионаже, на сегодняшний день является самым важным американским заключенным в России, поэтому в отношении него будут вестись самые серьезные переговоры об обмене. Такое мнение в программе RTVI «Что это было?!» высказала член Совета по правам человека при президенте России, журналист Ева Меркачева.

«Я полагаю, что теперь он будет фигура номер один из заключенных американского гражданства. И я думаю, что именно о его обмене будут сейчас вести переговоры, а скорее всего, будет самый серьезный, если можно так выразиться, торг, потому что за Эвана будут просить сейчас даже сложно сказать кого. Это будет, я думаю, действительно серьезный и яркий обмен. И мы сейчас будем свидетелями того, как все это происходит. И уж потом, не знаю, на мосту ли их обменяют шпионском, как было в советские годы, но в любом случае совершенно уверена, что такой обмен состоится в ближайшее время», — сказала она.

Ситуацию с Гершковичем член СПЧ назвала «уникальной», поскольку это первый за долгое время случай ареста американского журналиста. При этом она подчеркнула, что Гершкович сам по себе — «человек необычной судьбы»: его родители были выходцами из Советского Союза, а он, будучи гражданином США, много жил и работал в Москве.

Меркачева также добавила, что Гершкович «знаком чуть ли не всей журналистской тусовке» в столице. Его материалы помимо WSJ публиковались также и в New York Times, и других крупных изданиях, отметила член Совета по правам человека при президенте России.

По ее словам, «это действительно самый громкий, самый яркий арест за все последнее время». Поэтому, уверена Меркачева, «процесс будет максимально закрытым», чтобы фотографии с него не «разлетелись по всему миру».

«Разумеется, скажут, что там звучат данные, составляющие государственную тайну. Это все повод не пускать журналистов и максимально, как я уже сказала, засекретить весь процесс», — добавила она.

Тем не менее, отметила Ева Меркачева, СПЧ вряд ли будет выступать с каким-то коллективным заявлением в отношении журналиста, поэтому нужно будет ждать результатов следствия и в дальнейшем суда.

  • 30 марта ФСБ России сообщила, что Гершкович был задержан в Екатеринбурге. Против него возбуждено уголовное дело о шпионаже. ФСБ заявила, Гершкович по заданию США занимался сбором сведений, составляющих гостайну, об одном из предприятий российского военно-промышленного комплекса. В тот же день журналиста доставили в Москву, где Лефортовский суд арестовал его на два месяца.
  • Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя арест Гершковича, сказал, что его «взяли с поличным». В свою очередь редакция WSJ заявила, что глубоко обеспокоена безопасностью своего журналиста и «категорически отрицает» выдвинутые против него обвинения. В своей колонке редакция WSJ предположила, что Гершковича арестовали ради обмена на россиян, обвиняемых в США в совершении преступлений. Издание призвало администрацию президента Джо Байдена добиваться освобождения репортера и, как минимум, выслать из США посла России и всех российских журналистов. В Кремле этот призыв WSJ назвали «абсурдным».
  • 31 марта президент США Джо Байден Джо Байден в ответ на вопрос корреспондентки Белого дома Келли О’Доннелл призвал освободить Гершковича. «Отпустите его», — сказал он. При этом Байден добавил, что не планируют высылать из страны российских журналистов.