Вечером 1 марта Генпрокуратура потребовала от Роскомнадзора (РКН) ограничить доступ к сайтам радиостанции «Эхо Москвы» и телеканала «Дождь»* из-за материалов, где ведомство обнаружило «призывы к экстремистской деятельности». Буквально через несколько минут после того, как об этом стало известно, «Эхо» отключили от эфира и обоим СМИ заблокировали сайты. RTVI собрал главное о ситуации.
Претензии Генпрокуратуры
В сообщении ведомства сказано, что требование направлено Роскомнадзору «в связи с целенаправленным и систематическим размещением на интернет-сайтах «Эха Москвы» и телеканала «Дождь» информации с призывами к экстремистской деятельности, насилию, а также заведомо ложных сведений в отношении действий российских военнослужащих в рамках проведения специальной операции по защите ДНР и ЛНР».
Вместе с тем Генпрокуратура направила представления о незамедлительном устранении нарушений, «а также способствовавших им причин и условий, вплоть до немедленного отключения» в адрес Российской телевизионной и радиовещательной сети, а также холдинга «Газпром-медиа», в который входит «Эхо Москвы». В пресс-релизе ведомства сообщалось, что если нарушения не будут устранены, телеканалу и радиостанции отключат вещание.
В беседе с «Интерфаксом» главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов рассказал, что радиостанция не получала уведомлений о претензиях Генпрокуратуры. Он также заверил, что редакция не допускала нарушений закона.
Уже через несколько минут после того, как стало известно о требованиях Генпрокуратуры, Роскомнадзор заблокировал доступ к сайтам «Эха» и «Дождя», а радиостанцию отключили от эфира.
Реакция
После этого обе редакции заявили, что не согласны с решением о блокировке и намерены обжаловать его в суде.
«Содержащиеся в представлении претензии не подкреплены никакими примерами, никакими доказательствами, являются голословными и оскорбительными для журналистов и граждан России», — написал Венедиктов в своем телеграм-канале.
Главред «Эха» также отметил, что редакция «видит в решении ведомства политическую составляющую, а также введение цензуры, которая впрямую запрещена Конституцией».
В свою очередь, главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко также убежден, что телеканал ничего не нарушал. «Мы, естественно, ничего не нарушали, это первое, и, конечно же, мы будем это обжаловать. Но пока этого не произошло, мы, конечно же, продолжаем работать, сколько мы можем, на других платформах», — сказал он в эфире канала.
Решение об отключении от вещания «Эха Москвы» прокомментировал адвокат Калой Ахильгов. Он указал на то, что в уведомлении РКН не раскрывается, какие были допущены нарушения и в какой момент.
«Это существенно важно, потому что законом предполагается возможность удаления «ложной информации» в течение суток, чтобы восстановить вещание. Но что мы видим? Даже если указанные СМИ согласятся с удалением информации, то какую именно информацию им надо удалить?! Ответ кроется в вопросе — никакую. Потому что уведомление так составлено, что с ним ничего нельзя сделать, кроме как пойти в суд. Мы и пойдем. Сегодня будет направлена жалоба в суд», — написал он.
Говоря о том, что будет делать «Эхо» с отключением вещания, главред радиостанции отметил, что редакция продолжит работу, если оно будет восстановлено.
«Если нам восстановят вещание, вы будете работать, как работали, не меняя редакционной политики. Если не восстановят вещание — закрываем лавочку. Ну а как? Если нам удастся что-то придумать внутри страны, вот я хочу это сказать — внутри страны придумать и создать какой-то проект медийный, значит, мы его будем делать. Если мы найдем на него деньги, если мы найдем формат, который не существует еще, потому что мы не можем быть вторыми. Мы не можем имитировать кого-то», – сказал Венедиктов.
С заявлением о решении Генпрокуратуры также выступила «Новая газета». Редакция назвала «глушение «Эха Москвы» и «Дождя» грубым вмешательством в деятельность средств массовой информации» и «неприкрытым фактом цензуры для сопровождения военных действий».
«Редакция «Новой» поддерживает своих друзей-журналистов «Эха» и «Дождя» и готова предоставить свои площадки их материалам. Выдергивать штепсель «Эха Москвы» и «Дождя» — это втыкать кляпы десяткам миллионов граждан России», – говорится в заявлении, опубликованном изданием.
Союз журналистов России в связи с ограничением доступа к «Эху Москвы» и «Дождю» призвал коллег тщательно проверять свои источники, особенно когда речь идет об освещении событий, связанных с конфликтными ситуациями.
Глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев считает, что решению Генпрокуратуры способствовали эфиры с выступлениями противников спецоперации на Украине.
Правозащитник отметил, что не смотрит «Дождь», поэтому не может в деталях объяснить его блокировку. «Но что касается «Эха Москвы», то на сайте были разные точки зрения, правда, с большим перевесом противников специальной операции на Украине. В том числе публиковались пацифистские обращения разных профессиональных групп российской интеллигенции», — приводятся его слова в телеграм-канале Совета.
Вместе с тем глава СПЧ признал, что в российском обществе встречается такая позиция. Фадеев также указал на неоднозначных спикеров, которые приходили на эфиры радиостанции. В качестве примера он привел украинского журналиста Дмитрия Гордона и американского политика из США Викторию Нуланд. Первого он назвал главным киевским пропагандистом, ненавидящим российское государство.
Блокировка на других платформах
Вслед за Генпрокуратурой Google заблокировал YouTube-канал «Эха Москвы» в Европе. «Вчера, когда Генпрокуратура отключала нас от эфира и сайта, Google синхронно отключил наш канал YouTube в Европе, как связанный с «Газпромом». Это точно разные организации?» — пошутил Венедиктов в своем телеграм-канале.
После этого канал радиостанции на видеохостинге YouTube стал недоступен в Германии, Финляндии и других европейских странах.
Утром 2 марта Алексей Венедиктов также сообщил, что по решению Роскомнадзора канал радиостанции заблокировали на платформе «Яндекс.Дзен». Вместе с тем он рассказал, что холдинг «Газпром-медиа» в ближайшее время соберет совет директоров ЗАО «Эхо Москвы» по вопросу деятельности редакции. Позже эту информацию подтвердили в самой медиакомпании.
Днем 2 марта стало известно, что социальная сеть «ВКонтакте» по требованию Генпрокуратуры заблокировала страницу «Дождя» и «Эха Москвы». Агентству ТАСС в пресс-службе соцсети пояснили, что такое решение было принято во избежание ограничения доступа ко всей платформе. Позднее «Дождь» сообщил о блокировке своей страницы в «Одноклассниках».
Кроме того, издание «Медуза»* сообщило, что с проката снят документальный фильм режиссера Веры Кричевской о телеканале «Дождь» и его основательнице Наталье Синдеевой, который должен был выйти в России 3 марта. Линейный продюсер картины Светлана Гуляева рассказала «Фонтанке», что ленту должны были показать в сети кинотеатров «КАРО». Сама Кричевская в эфире «Дождя» заявила, что «сделает так, что это кино бесплатно посмотрит вся страна».
Отъезд из страны
В Кремле, в свою очередь, заявили, что не могут комментировать решение Генпрокуратуры об отключении «Эха Москвы» от эфира, но отметили, что президент Владимир Путин в курсе ситуации.
«Это решение Генпрокуратуры, она реализует свои полномочия, выполняет свою работу. Комментировать это не будем и не хотим. Дальше будет видно», – сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Рассуждая о том, сможет ли «Эхо Москвы» работать только в YouTube и зарабатывать там, Алексей Венедиктов отметил, что любое пожертвование из-за границы может сделать радиостанцию иностранным агентом «со всеми вытекающими оттуда последствиями».
«Конечно, можно попытаться, одному, двум, десяти людям, таким командам, как у [Юрия] Дудя, жить и зарабатывать очень прилично, но на самом деле, это требует всего: аренды помещений, подписки, свет, камера, все. Но у нас 120 журналистов. И учитывая, что внутри страны, ну тут же придут», – сказал главред «Эха».
Тем временем журналисты «Дождя» начали покидать редакцию и страну. В частности, уехать из России решил главный редактор телеканала Тихон Дзядко. Он отметил, что аналогичное решение приняли несколько других сотрудников редакции.
«После незаконной блокировки сайта «Дождя», аккаунтов «Дождя» в ряде соцсетей, а также угроз в адрес некоторых сотрудников очевидно, что личная безопасность некоторых из нас находится под угрозой. Мы будем обжаловать все принятые в отношении «Дождя» решения и продолжим работать, частично — удаленно», — написал он в своем телеграм-канале.
Об отъезде также сообщил телеведущий Денис Катаев, проработавший на телеканале более десяти лет. «Это решение далось мне тяжело, и я это сделал до блокировки «Дождя», предвидя развитие ситуации. Работать независимым журналистом теперь здесь невозможно», – написал он на своей странице в фейсбуке.
Кроме того, ранее об уходе с «Дождя» заявил редактор, основатель и ведущий программы Fake News Илья Шепелин. В свою очередь гендиректор телеканала Наталья Синдеева сообщила, что «Дождь» продолжит работать в России, вещание из другой страны не планируется. * СМИ, признанное в России иноагентом