В вопросе о возможном размещении военной инфраструктуры России на Кубе и в Венесуэле нельзя забывать, что речь идет о суверенных странах. Об этом 17 января заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, передает РИА Новости.

«Безусловно, в контексте нынешней ситуации, конечно же, Россия думает о том, как обеспечить собственную безопасность», — пояснил Песков.

По словам представителя Кремля, просьбы Эстонии о размещении дополнительных контингентов НАТО на ее территории показывают, что у России есть основания для беспокойства.

«Это есть доказательство того, что не мы являемся причиной нагнетания напряженности», — отметил он.

13 января замглавы МИДа России Сергей Рябков в интервью Тине Канделаки на RTVI заявил, что не исключает развертывания российской военной инфраструктуры в Венесуэле или на Кубе. Дипломат отметил, что решение зависит от «действий американских коллег».

«Президент России многократно высказывался в том числе и на эту тему, каковы могут быть мероприятия, например, по линии российского Военно-морского флота, если дело пойдет совсем в направлении провоцирования России и дальнейшего усиления военного нажима на нас со стороны США», – пояснил Рябков.

При этом Кремль не хочет такого развития ситуации, подчеркнул представитель МИДа. «Дипломаты должны договориться, пусть генералы, адмиралы, профессионалы занимаются этим», — заключил замминистра.

После такого заявления внешнеполитического ведомства советник президента США Джейк Салливан объявил, что Вашингтон «решительно разберется» с ситуацией, если Россия пойдет на такой шаг. Спустя несколько дней газета The New York Times написала, что в ходе переговоров по гарантиям безопасности российская сторона «намекала» на то, что может придвинуть ядерные ракеты ближе к американским границам. В частности, дипломаты допустили, что Кремль может перебросить «некие системы вооружений в неуказанные места», если американская сторона не выполнит российские требования.

Переговоры России и США

10 января в Женеве прошли переговоры с участием российско-американских делегаций. На них обсуждались предложения Москвы по гарантиям безопасности, которые предполагают, в том числе, требование о нерасширении НАТО на восток. 12 января эта же повестка стала главной на заседании Совета Россия — НАТО в Брюсселе. 13 января Россия и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) провели третий раунд переговоров по этому вопросу.

Трехдневная дискуссия представителей России и Запада завершилась нежеланием оппонентов Москвы пойти на уступки по ключевым вопросам консультаций: отказ НАТО от политики «открытых дверей», отвод сил и инфраструктуры на позиции 1997 года, предоставление гарантий о невступлении Украины и Грузии в НАТО. В то же время западные коллеги согласились обсудить ограничение развертывания ракетных систем и сокращение масштабов учений, а также возобновить контакты по линии военных.