Прокурор запросил от 2,5 до 3,5 лет колонии для пятерых полицейских из Кемерова, обвиняемых в халатности, повлекшей за собой смерть человека. В январе 2020 года они не выехали на вызов соседей, слышавших крики 23-летней Веры Пехтелевой. Ее несколько часов убивал бывший молодой человек Владислав Канюс.
22 мая в Заводском районом суде Кемерова начались прения сторон по уголовному делу против пятерых сотрудников отдела полиции «Ленинский» городского УМВД. Прокурор потребовал назначить реальные сроки от 3,5 до 2,5 лет полицейским Михаилу Балашову и Дмитрию Тарицыну, а также диспетчерам Анне Пономаревой, Марии Дунаевой и Кристине Юдинцевой за смертельную халатность (ст. 293 ч.2 УК РФ). Об этом сообщил телеграм-канал «Травмпункт», адвокаты которого оказывают правовую поддержку семье убитой Веры Пехтелевой.
Правозащитница и соавтор так и не принятого закона о профилактике семейно-бытового насилия Алена Попова* рассказала RTVI, что на первом заседании суда дело против полицейских по требованию семьи квалифицировали по части 2 статьи 293 о халатности, хотя ранее родственники убитой опасались того, что полицейским вменят часть 1, по которой наказание ограничилось бы штрафами.
«Прокурор запросил колонию общего режима. Мы не знаем, какое будет решение суда 29 мая, но сейчас прокуратура запросила от 2,5 до 3,5 лет полицейским и диспетчерам, которые не отреагировали на вызов. Это очень важно, потому что до этого семья Веры была уверена, и суд так себя вел, что будут переквалифицировать со 2 части статьи «Халатность», которая более серьезные последствия имеет, уголовное наказание серьезное, на часть 1. Они действительно затягивали, это могло привести к тому, что полицейские бы остались безнаказанными», — рассказала она.
Также, по словам Поповой*, на заседании признали правильное время убийства Веры, которое показывает, что полицейские на протяжении нескольких часов не выезжали на вызов. А также то, что если бы они выехали вовремя, то могли бы спасти жизнь девушки.
«На заседании признали правильное время убийство, от чего пытался убегать прокурор. Почему это важно? Потому что вина полицейских в том числе заключается в опоздании, то есть когда они выехали, было уже очень поздно. Чем более точно установлено время убийства, тем больше [вина полицейских], это означает, что они долгое время игнорировали вызов», — подчеркнула правозащитница.
Решение прокурора потребовать реальные сроки для полицейских, по словам правозащитницы, стало неожиданностью как для семьи Веры, так и для подсудимых. Семья убитой девушки была уверена, что «система на стороне полицейских», — это следовало из поведения самих подсудимых, а также из нежелания суда и прокурора слушать сторону пострадавших, отметила Попова*.
«[Мама Веры] Оксана все время описывала, как полицейские себя ведут: что они с толпой адвокатов, такие холеные, лощеные, улыбаются, чуть ли не смеются. А когда прокурор запросил такой срок, все улыбки пропали. Это очень важно, потому что Веры нет, мама устанавливает Вере памятник и постоянно видит лица полицейских, которые улыбаются. На этом суде они уже не улыбались, они поняли, что может последовать наказание», — рассказала правозащитница.
Следующее заседание по делу против полицейских, не выехавших на вызовы об убийстве Веры Пехтелевой, состоится 29 мая. Решение, которое вынесет суд, будет важным сигналом для всего общества, уверена правозащитница.
«Полицейские действительно часто не выезжают на вызовы, это очень прецедентное дело, потому что если полицейских оправдают, для всех пострадавших это будет знак, что вас могут убивать, к вам могут не выезжать, при этом сотрудники полиции, в обязанности которых входит вас защитить, они не понесут никакого наказания», — считает она.
По данным Поповой*, до 80% опрошенных рассказывают о том, что силовики отказались выезжать на вызов или же не предприняли никаких мер, приехав.
Вера Пехтелева была убита в ночь на 14 января 2020 года. Ее бывший молодой человек Владислав Канюс более шести часов избивал ее, резал, а затем задушил проводом от утюга. На протяжении ночи соседи семь раз звонили в полицию и сообщали о криках девушки из соседней квартиры. Полиция прибыла на место только после того, как брат Канюса выломал дверь и обнаружил труп Веры.
*внесена Минюстом в реестр иноагентов