Китай сделал ставку на арабский мир, но пытается «пройти между струйками», сохранив неплохие отношения с Израилем. Такое мнение в программе RTVI «Что это было» высказал профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков.
По его словам, позиция Китая по новому конфликту на Ближнем Востоке оказалась ожидаемой и фактически тождественной позиции России. При этом Пекин находится в достаточно сложном положении, «логика политического соперничества» с США подталкивала его занять антиамериканскую позицию, рассуждает эксперт.
«Китай поначалу вообще как-то воздержался от осуждения ХАМАС. Но потом китайское руководство несколько скорректировало официальные оценки (…) Смысл [их] заключается в том, что Китай выступает против ударов по мирному населению, по беззащитному населению.
Китай занял позицию — и здесь эта позиция близка или даже, может быть, совпадает с российской позицией — он сделал ставку на арабский мир, заявив, что он поддерживает решение этого вопроса путем создания палестинского государства», — заявил Цыплаков.
Он отметил, что Пекин и раньше озвучивал эту позицию.
В то же время китайская дипломатия старается «пройти между струйками», поскольку у КНР есть неплохие отношения с Израилем и достаточно тесные — с Ираном, продолжает Цыплаков.
По мнению собеседника RTVI, Китай вряд ли выступит в нынешнем конфликте в качестве главного посредника, но сыграет свою роль, «если будут какие-то международные усилия». Цыплаков напомнил о телефонном разговоре между госсекретарем США Энтони Блинкеном и министром иностранных дел КНР Ван И.
«Я так понимаю, что Соединенные Штаты, конечно, пытаются использовать, ну, во всяком случае, как-то побудить Китай воздействовать на Иран, скажем, в сторону большей сдержанности в отношении этого конфликта», — заключил эксперт.
7 октября палестинское движение ХАМАС объявило операцию «Буря Аль-Аксы». Территория Израиля подверглась ракетному обстрелу, в приграничные с сектором Газа районы ворвались отряды боевиков, которые убивали и брали в заложники местных жителей. В ответ Армия обороны Израиля начала военную операцию «Железные мечи» и заявила о полной блокаде сектора Газа.
По информации, представленной властями двух сторон, жертвами конфликта стали 4218 жителей сектора Газа и 1400 израильтян. Еще 203 израильтянина находятся в заложниках.