Судебный департамент Верховного суда опубликовал сводную статистику по приговорам и работе российских судов за 2022 год. По сравнению с предыдущим годом на 20% увеличилось количество осужденных за призывы к экстремизму, на 14% — осужденных за госизмену, 14 человек получили сроки за дискредитацию армии — новая статья УК РФ заработала как раз в отчетном периоде.
Госизмена и шпионаж
На 14,3% увеличилось количество осужденных по статье о государственной измене (статья 275 УК РФ) по сравнению с 2021 годом — к лишению свободы были приговорены 16 человек против 14 годом ранее. Почти на 14% возросло количество дел о разглашении государственной тайны (статья 283 ч.1 УК РФ) — с 58 до 66. Это максимальное значение за последние пять лет.
За шпионаж в 2022 году был осужден лишь один человек. Годом ранее суды приговорили по этой статье трех человек.
Статья о дискредитации вооруженных сил России (статья 207.3 УК РФ) появилась в законодательстве только в 2022 году и к уголовному наказанию были привлечены 14 человек. Основной массив дел по этой статье — административные.
«Под дискредитацию ВС РФ сегодня подводят любую публичную и непубличную активность — от безобидного пикета «Миру мир» до призывов отказываться от получения повестки. Составы КоАП и Уголовного кодекса описаны законодателем почти идентично, что позволяет силовикам самим определять, где заканчивается административка и начинается уголовка», — прокомментировал RTVI применение этой статьи адвокат Саркис Дарбинян.
Новые статьи Уголовного кодекса, связанные с преступлениями против военной службы (за неисполнение приказа командира, дезертирство, мародерство, нарушение правил несения боевого дежурства, умышленное уничтожение или повреждение военного имущества) вступили в силу осенью 2022 года, вероятно, поэтому не вошли в статистику судебного департамента за отчетный период.
Терроризм и экстремизм
На 21% по сравнению с предыдущим годом возросло количество дел о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. На 28% больше дел в 2022 году рассмотрели российские суды по статьям о содействии террористической деятельности.
В целом количество преступлений экстремистской направленности незначительно возросло за год, но не достигло значений 2018 года по целому ряду статей. За возбуждение ненависти и вражды стали привлекать реже, а за организацию экстремистского сообщества и участие в нем — чаще.
«Приоритеты у государства изменились в 2022 году, в связи с чем были обновлены общие установки для силового блока. Как мы видим, количество дел по классическим экстремистским статьям идет на спад, также как и дел по оскорблению чувств верующих и оправданию терроризма. Отчасти это связано с введением административной преюдиции для дел по ранее народной статье 282 УК РФ, а также с тем, что в информационном поле власти сейчас более озабочены другим контентом», — считает Дарбинян.
Однако несмотря на общий спад количества уголовных дел террористической и экстремистской направленности, наказание по ним стало куда более суровей. Если раньше суды в основном ограничивались условным сроком и штрафом, то последние пару лет обвиняемых приговаривают к реальному лишению свободы и отправляет в колонии на более длительный срок.
«Таких дел стало меньше, но приговоры по ним становятся все более угрожающими и показательно публичными, что становится предпосылкой для введения высокого уровня самоцензуры в социальных сетях», — резюмировал Дарбинян.
Рост в 30% по сравнению с 2021 годом суды зафиксировали по статье о вандализме (статья 214 УК РФ). Правозащитники и журналисты отмечали, что часть людей, выражающих публично антивоенную позицию, привлекают к ответственности в том числе и по этой статье — например, за граффити с пацифистским содержанием.
Состояние преступности
Общее количество приговоренных к лишению свободы увеличилось на 4,5% по сравнению с предыдущим годом. Показатели вернулись практически к значениям 2019 года — тогда в стране насчитывалось почти 182 тысячи осужденных к лишению свободы.
Также выросло количество россиян, в отношении которых вынесено решение об ограничении свободы. В 2,7 раза чаще по сравнению с 2018 годом суды стали назначать осужденным принудительные работы. Отдельно стоит отметить, что на 24,3% по сравнению с 2021 годом возросло количество осужденных, приговоренных к ограничению по военной службе (статья 51 УК РФ).
Преступлений, совершенных несовершеннолетними, становится все меньше. Если в 2018 году судебный департамент отчитался о почти 28 тысячах дел, то в 2022 году — о 19,5 тысячи. Тенденция к снижению количества преступлений наблюдается и среди военнослужащих — от почти 6 тысяч дел в 2018 году до 5,3 в 2022 году.
Данные статистики показывают, что количество преступлений, связанных с нелегальным хранением и перевозкой оружия (статьи 222-226.1 УК РФ) неизменно сокращается с 2018 года, и боевые действия на территории Украины не повлияли на эту динамику.
«В последнее время мы с вами очень часто слышим, как кого-то ловят в разных частях страны с оружием самого разного ассортимента, начиная от автоматов и заканчивая гранатометами. Учитывая, сколько сейчас начинают находить спрятанного оружия, мне эта статистика говорит о полном бардаке, который происходит с учетом оружия и надзором за выданным оружием: раз уезжая с места ведения боевых действий, люди могут спокойно забирать с собой эти трофеи. Я, как юрист, с высокой долей вероятности могу предположить, что такой хаос в вопросе контроля породит за собой волну гражданского насилия» — поделился своим мнением с RTVI управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин.
«Такого количества оружия не было на руках у населения с 90-х годов»
Юрист предполагает, что часть таких дел может решаться во внесудебном порядке по договоренности с отдельными ведомствами, поэтому статистика судебного департамента не отражает достоверные сведения.
«Не вижу оснований полагать, что статистика недостоверная. Но важно понимать, что в статистике только дела, которые есть в судах. Кроме того, судебная статистика не учитывает уровень латентной преступности. И не должна», — пояснил RTVI адвокат Александр Передрук.