Мещанский районный суд Москвы приговорил основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова к 19 годам лишения свободы. Об этом сообщает ТАСС.
Его брату, бывшему сенатору Магомеду Магомедову назначили 18 лет лишения свободы.
Прокуратура запрашивала для братьев 24 и 21 года лишения свободы соответственно.
Магомедовых обвиняют в создании организованного преступного сообщества (часть 1 статьи 210 УК РФ), девяти эпизодах крупного мошенничества (часть 4 статьи 159 УК РФ), растрате (часть 4 статьи 160 УК РФ). Общая сумма хищений составляет более 11 млрд рублей, утверждает следствие. В деле более 830 томов.
Братья Магомедовы были задержаны и арестованы в конце марта 2018 года. The Bell писал, что Зиявудин Магомедов за день до задержания должен был вылететь в США. Источники издания утверждали, что главная причина преследования Магомедова — возможный конфликт с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым вокруг строительства стадиона к чемпионату мира.
На момент задержания Зиявудин Магомедов входил в рейтинг богатейших людей России по версии Forbes. Журнал оценивал его состояние в 1,4 млрд долларов. На тот момент «Сумме» принадлежали «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП, совместно с «Транснефтью»), 32,5% акций «Дальневосточного морского пароходства», 50% минус 1 акции Объединенной зерновой компании, Якутская топливно-энергетическая компания, оператор связи «Сумма телеком», а также ряд компаний, связанных с инжиниринговым бизнесом. Кроме того, Магомедов был совладельцем венчурного фонда, который инвестировал в проект сверхскоростного поезда на воздушной подушке Hyperloop One.
По версии следствия, братья Магомедовы создали преступное сообщество, которое действовало с 2010 по 2016 год, а его структурными подразделениями руководили доверенные лица бизнесменов Эльдар Нагаллов и Давид Каплан. СК утверждал, что в качестве материальной базы преступного сообщества Магомедовы использовали юридические лица, которые входили в состав группы «Сумма».
В уголовном деле говорится о девяти эпизодах хищений. Следствие, в частности, утверждает, что обвиняемые похитили деньги при строительстве стадиона «Балтика» к чемпионату мира по футболу 2018 года, при реконструкции аэропорта «Храброво» в Калининграде и автомобильной дороги «Чуйский тракт», создании искусственного земельного участка в районе Крестовского острова в Санкт-Петербурге. Магомеда Магомедова также обвиняют в незаконном приобретении и хранении оружия.
Свою вину братья Магомедовы не признают. Помимо них, в деле проходят около 20 человек, часть из которых находятся в розыске и арестованы в России заочно.
В 2020 году суд арестовал имущество братьев на 45 млрд рублей. Через два года Хамовнический суд Москвы изъял у Магомедовых в пользу государства 750 млн долларов по иску Генпрокуратуры. По версии ведомства, деньги, полученные братьями от продажи «Транснефти» акций НМТП, являются имуществом, в отношении которого «не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы». Генпрокуратура утверждала, что порт был куплен на доходы, полученные в период, когда Магомед Магомедов занимал пост члена Совета Федерации от Смоленской области.
Версия защиты и Кафка
Защита утверждала, что все уголовное дело — «декларативный симулятор правозаконности». Адвокаты отмечали, что если ущерб и был причинен, то братьям Магомедовым, самой «Сумме» и ее многочисленным работникам. В частности, подсудимые указывали, что при реализации ими проекта на Крестовском острове, где затем построили «Газпром Арену», работы были закончены на девять месяцев раньше срока и обошлись на 400 млн рублей дешевле, что сродни «подвигу». Вместо этого, как отмечали обвиняемые, им вменили хищение всей суммы контракта в 2,1 млрд рублей.
Магомедовы также отмечали, что самого хищения быть не могло, так как по всем проектам представлены банковские гарантии, «исключающие абсурдные обвинения следствия». В итоге «Сумма», которая была одной из самых динамичных частных компаний, приносившая ежегодно от 30 до 50 млрд рублей налогов, была буквально «разгромлена», а тысячи ее сотрудников остались без работы, говорила стороны защиты.
Ущерб, нанесенный акционерам группы, их адвокаты назвали «колоссальным», отнеся к нему и конфискацию 750 млн долларов, вырученных за сделку по продаже «Транснефти» акций Новороссийского морского торгового порта
В ходе прений Зиявудин Магомедов заявил, что, по его мнению, «единственное, что добился гособвинитель — сделал Кафку былью». «Честность — это дочь времени и кормилица души, ложь — это кормилица дискредитированных личностей, так скажем», — говорил Магомедов. В заключении он обратился к судье Меделеевой: «Я полагаю, что вы все понимаете, и время все расставит на свои места».