Турция скажет твердое «нет» попыткам Швеции и Финляндии вступить в НАТО и продолжит блокировать подачу ими заявок на вступление. Об этом глава государства Реджеп Тайип Эрдоган сказал, выступая на празднике Ататюрка, молодежи и спорта в Президентской национальной библиотеке Анкары.
Твердое «нет»
Турецкий президент в очередной раз заявил, что считает Швецию и Финляндию «террористическими гнездами», поскольку власти обеих стран, по его словам, потворствуют размещению «ячеек террористов» на своей территории.
Эрдоган подчеркнул, что «НАТО — это организация безопасности», поэтому Турция не сможет смириться с присутствием в альянсе «стран террора». Он напомнил, что все участники военного блока располагают полномочиями, позволяющими не допустить прием нежелательных участников.
И если какая-либо страна (из входящих в НАТО) говорит «нет», то они не могут принять кого-либо в НАТО. На данный момент мы решительно настроены по этим двум странам. Особенно это касается Швеции, она является эпицентром терроризма, сплошным очагом терроризма, — пояснил позицию Анкары Эрдоган (цитата по ТАСС).
По его словам, в Финляндии и Швеции «вольготно разгуливают террористы», а «представители и пособники преступных организаций проводят антитурецкие шествия», и «никакого запрета на символику кровавых структур нет» — напротив, «выделяются финансовые средства и оружие террористам, угрожающим Турции».
Кроме того, Эрдоган напомнил, что Осло и Хельсинки в 2019 году ввели эмбарго на поставки вооружений Анкаре — после того как турецкие войска начали принимать участие в боевых действиях на территории Сирии.
Газета Turkiye со ссылкой на свои источники пишет, что турецкие власти подготовили «скандинавское досье» с условиями одобрения заявок Швеции и Финляндии на вступление в НАТО. Все эти условия так или иначе связаны с пресечением деятельности организаций, которые Турция считает террористическими, — в частности, Рабочей партии Курдистана (РПК) и Террористической организации фетхуллахистов (ФЕТО).
Между Россией и Украиной
В своем выступлении перед молодежью турецкий лидер заверил, что не собирается разрывать отношений ни с Россией, ни с Украиной, и охарактеризовал свою политику как «сбалансированную».
Эрдоган напомнил о совместном российско-турецком проекте строительства атомной электростанции, которая должна начать работу в 2023 году. По его словам, эта АЭС станет важным источником электроэнергии для Турции.
Кроме того, Анкара не имеет возможности отказаться от поставок российского газа, на который приходится около 50% всего импортируемого в страну объема голубого топлива. «Это очень и очень важный источник для нашей страны. Это стратегические моменты. Мы не можем всё враз разорвать», — пояснил президент республики.
С Украиной Турцию объединяют «активные связи в продовольственной сфере», и их, убежден Эрдоган, тоже нельзя разрывать. «Турция — важный компонент стабильности в регионе, и мы должны сохранять свою позицию», — подытожил глава государства.
Мнения экспертов
«Турция продолжит проводить прагматический внешнеполитический курс: ни проукраинский, ни пророссийский, а протурецкий», — прокомментировал ситуацию обозреватель издания National Interest Харун Карчик. Он напомнил, что на Россию приходится 45% поставок природного газа в Турцию, 17% нефти и 70% пшеницы, поэтому поставить под угрозу отношения с таким важным партнером Анкара не сможет себе позволить — особенно на фоне проблем с обесцениванием лиры и рекордной инфляцией на внутреннем рынке.
Директор исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов заявил RTVI, что позиция по Швеции и Финляндии «абсолютно нормальна для Турции: она ведет оппозиционную политику, демонстрируя НАТО свою самостоятельность», а насчет природы украинского кризиса имеет собственную точку зрения. По мнению эксперта, Анкара больше не приемлет «колониальную стилистику» общения со стороны некоторых участников НАТО и требует уважения к себе, тогда как с Путиным Эрдоган, даже несмотря на множество разногласий, ведет диалог на равных.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что президент Турции не пойдет на открытый конфликт с США и не станет блокировать вступление Швеции и Финляндии в НАТО, но сумеет выторговать для себя определенные преференции и таким образом добиться выгоды для собственной страны. Эксперт сравнил Эрдогана с шахматистом, который играет сразу на нескольких досках — и, в частности, пытается играть роль посредника в конфликте между Россией и Украиной.