Президент частично признанной Абхазии Аслан Бжания сообщил накануне, что в Очамчирском районе появится пункт постоянного базирования военно-морского флота России. По словам Бжании, соглашение об этом уже подписано. МИД Грузии выразил обеспокоенность в связи с созданием российской базы близ своей территории. Как на заявление Бжании отреагировали политик в Росcии и мире — в материале RTVI.
Дмитрий Песков, официальный представитель Кремля
Нет, я никак не могу это комментировать. Вопрос, связанный с дислокацией наших подразделений, наших кораблей, наших частей, это вопрос не наш. Это компетенция министерства обороны.
Петер Стано, главный пресс-секретарь ЕС по иностранным делам и политике безопасности
ЕС выражает серьезную обеспокоенность в связи с сообщениями о планах России по созданию постоянной военно-морской базы Черноморского флота в сепаратистском регионе Грузии — Абхазии.
Военное присутствие России в сепаратистских регионах Грузии — Абхазии и Южной Осетии — незаконно, оно нарушает суверенитет и территориальную целостность Грузии, принципы международного права и международные обязательства, принятые Россией, включая соглашение от 12 августа 2008 года и меры по его реализации от 8 сентября 2008 года.
Если Россия продолжит осуществление этих планов, это еще больше усилит напряженность и создаст еще большую угрозу стабильности в регионе.
Европейский Союз вновь заявляет о своей твердой поддержке независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно признанных границ.
Саломе Зурабишвили, президент Грузии
Я призываю партнеров Грузии и международное сообщество проявить незамедлительную реакцию. Решение открыть в Абхазии военно-морскую базу несет угрозу для Черноморского региона и европейского развития Грузии.
Алексей Журавлев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне
Россия, как мощная держава, всерьез претендующая на мировое лидерство, конечно, должна обладать военной базой на Кавказе, и не одной. Сложный с геополитической точки зрения регион нуждается в постоянном присмотре и российском присутствии, и уж точно мы не будем спрашивать об этом Грузию, с которой у нас даже дипломатических отношений нет. Независимость Абхазии Россия признала еще в 2008 [году] и договариваться будет с властями республики, о чем считает нужным, без оглядки на Тбилиси, который, пусть и ведет себя в последнее время чуть менее агрессивно, но все же представляет для России угрозу на Кавказе.
Владимир Комоедов, адмирал, бывший командующий Черноморским флотом России
Задачи нового пункта, во-первых, это обеспечение безопасного судоходства и обороны России и Абхазии с морских направлений. Во-вторых, это проведение операций по удержанию нашего господства как в море, так и в воздухе на этой территории. В-третьих, пункт поможет флоту содействовать сухопутным войскам на приморских направлениях, если это потребуется.
Владимир Валуев, адмирал, бывший командующий Балтийским флотом
Размещение российских военных кораблей укрепит позиции не только России, но и границы самой Абхазии. Появление нового пункта базирования позволит проводить целый комплекс мероприятий, в том числе атаки надводных кораблей, береговых и воздушных объектов. Атаки с разных позиций повысят мощь ВМФ России.
Семен Пегов, военкор (телеграм-канал WarGonzo)
МИД Грузии призвал Российскую Федерацию соблюдать международные обязательства и прекратить незаконную оккупацию регионов Грузии. Не обошлось и без сотрясания воздуха, России напомнили, что «международное сообщество твердо поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии».
Данное заявление было опубликовано в связи с информацией о договорённостях, достигнутых в Москве между президентами России и Абхазии, о размещении базы военно-морского флота РФ в одной из бухт Очамчирского района Абхазии.
В своих претензиях Грузия ссылается на соглашение, подписанное 12 августа 2008 года при посредничестве Европейского Союза сразу после окончания пятидневной войны, которая началась вследствие агрессии Грузии. Результатом конфликта тогда стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
Василий Дандыкин, военный эксперт
Когда идут боевые действие на Украине, а на побережье Черного моря находятся базы НАТО, такой пункт базирования необходим. Пункт базирования — это оперативно-тактическое соединение, его статус ниже, чем у базы. При этом главная база ЧФ с основными силами флота остается в Севастополе. <…> В советское время мы контролировали почти всю часть черноморского побережья, кроме акватории возле Румынии, Болгарии и Турции. У нас было множество пунктов базирования и морских баз, начиная от Измаила на Дунае и заканчивая Поти в Грузии.
Владимир Гундаров, военный эксперт, капитан 1-го ранга в запасе
Очамчира — продолжение тех самых поисков места строительства тыловой базы Черноморского флота. Но все-таки главным преимуществом базы в Очамчире станет получение возможности ведения разведки. Такое месторасположение, как я уже сказал, позволяет нам контролировать грузинское морское побережье и порт Батуми на предмет захода туда военных кораблей НАТО. В связи с ведением в Черном море боевых действий, нам это очень важно.
Виктор Блытов, военный эксперт, сопредседатель общественного движения «Союз ветеранов боевых служб ВМФ»
Базирование кораблей подразумевает огромную материально-техническую базу, и ее еще надо создавать. Да, в Очамчире есть инфраструктура, но наверняка ее надо достраивать, наполнять и готовить. Там нужны защитные ворота, чтобы никакие беспилотные аппараты не проникли на территорию порта и не повредили наши корабли. Надеюсь, что все будет сделано очень быстро. Существует опасность с точки зрения использования дронов с территории Грузии. Там находится масса украинских беженцев, которые могут беспилотные аппараты привезти и запустить
Гиви Кварчия, экс-депутат парламента Абхазии
Суть в том, что часть этого порта будет использоваться и абхазской стороной в экономических целях. А часть порта будет использоваться Российской Федерацией в военных целях. <…> Любая военная база или точка базирования представляет как защиту, так и угрозу, но мы начали обсуждать этот вопрос по Очамчырскому порту до того, как началась специальная военная операция на Украине. Как вам сказать, это палка о двух концах, но с нашей стороны это больше безопасность, чем угроза, на мой взгляд.
Хатия Деканоидзе, депутат парламента Грузии
Размещение российской базы в Очамчире — результат политики «Грузинской мечты» в отношении России. В течение всего этого периода грузинское правительство заигрывало с Россией, и происходило усиление российского влияния в Грузии для того, чтобы в конечном итоге аннексировать наши оккупированные территории, включая расширение баз, использование различной инфраструктуры.
Георгий Гахария, лидер грузинской политической партии «За Грузию»
Правящая партия «Грузинская мечта» отказывается реагировать или даже замечать продолжающиеся встречи Москвы с абхазским оккупационным режимом, кульминацией которых стало объявление о создании новой российской военной базы. Вместо этого «Мечта» занимается печально известной процедурой импичмента президента и еще большим ограничением свободы слова. Все это направлено на искоренение независимых демократических институтов, запугивание гражданского общества и саботаж интеграции в ЕС, что наносит существенный ущерб национальной безопасности.
Бадри Джапаридзе, один из лидеров грузинской политической партии «Лело для Грузии»
Это попытка Российской Федерации провести боевые действия с Грузией, попытка перенести линию фронта в Абхазию. <…> Жители Абхазии не должны допустить создания базы, так как это представляет большую угрозу их безопасности.